Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

ное напряжение 2,8 В, что будет соответствовать максимальной выходной мощности усилителя НЧ.

Наблюдая за изображением на экране осциллографа и подбирая навесной резистор R13 в цепи отрицательной обратной связи, добиваются получения неискаженной синусоиды. Момент, когда искажения перестанут восприниматься зрительно, будет свидетельствовать о том, что коэффициент нелинейных искажений усилителя НЧ примерно равен 10%. Налаживание заканчивают. В дальнейшем при работе усилителя с меньшей выходной мощностью КНИ будет заведомо менее указанного значения, что позволит получить хорошее качество звучания приемника.

Налаживание усилителя ПЧ выполняют с помощью генератора ВЧ. Модулированный сигнал частотой 465 кГц через разделительный конденсатор емкостью 0,33-0,47 мкФ подают на вход смесителя (вывод 1 микросхемы АГ). Подстроечным сердечником катушки L13 настраивают согласующий контур ЫЗС8 в резонанс, момент наступления которого контролируют вольтметром переменного тока, подключенным к выводу усилителя НЧ.

Кроме проведения указанной операции в процессе настройки высокочастотной части приемника может возникнуть необходимость дополнительного налаживания усилителя ПЧ. Она может быть вызвана тем, что при работе приемника на КВ и СВ диапазонах, как при приеме станций, так и без них, в громкоговорителе будет прослушиваться характерный шипящий звук. Произойти это может из-за попадания напряжения гетеродина на вход усилителя ПЧ. При срыве колебаний гетеродина звук пропадает. Для устранения такой неполадки следует увеличить емкость навесного конденсатора С20. При этом нужно учитывать, что его значение влияет на общее усиление тракта ПЧ. При необходимости усиление можно поднять увеличением номинала навесного резистора R8.

Резистор R5, отмеченный на принципиальной схеме приемника звездочкой, определяет выбор рабочей точки транзистора V4, микросхемы А2 (см. рис. 41, 6) ж величину отрицательной обратной связи, которой охвачены каскады усилителя ПЧ. Его значение, обеспечивающее нужный режим работы транзистора и оптимальную величину обратной связи, указывается на корпусе микросхемы.

Налаживание высокочастотной части приемника начинают с проверки работоспособности гетеродина в преде-

лах каждого из рабочих диапазонов. Для этого подстроеч-ные сердечники контурных катушек KB - L7, СВ - L9 и ДВ - Ы1 и роторы конденсаторов СЮ, СИ ж С12 ставят в среднее положение, что будет соответствовать примерной укладке границ диапазонов. Изменяя частоту настройки гетеродина, милливольтметром ВЧ измеряют напряжение на катушках связи L8, ЫО ц Ы2 гетеродина со смесителем. Это напряжение на, диапазонах КВ, СВ и ДВ должно находиться в пределах 120-180 мВ.

После этого на гнездо XI для подключения внешней антенны с генератора ВЧ подают сигналы с частотами, соответствующими границам рабочих диапазонов приемника, и настраивают гетеродинные контуры. Настройку КВ контура L7C6C10C14C18 на нижнюю граничную частоту осуществляют сердечником катушки, а на верхнюю - подстроечным конденсатором СЮ. КПЕ растяжки диапазона должен находиться в среднем положении. Затем аналогичным способом настраивают СВ контур L9CHC16C18 сердечником катушки L9 и конденсатором СИ и контур ДВ Ы1С12С13С17С18, сердечником катушки Ы1 и конденсатором С12.

При настройке входных контуров KB - ЫС1С5, СВ - L3C2C5 ж ДВ - L5C3C5 высокочастотный сигнал подают на то же гнездо XI. Контуры магнитной антенны на низшие частоты диапазонов настраивают путем изменения индуктивности катушек Ы и L2, передвигая их по длине ферритового сердечника, а на высшие - подстроечными конденсаторами С1 ж С2, контур ДВ - L5C3C5 - сердечником катушки L5 ж конденсатором СЗ. При настройке КВ контура телескопическая антенна W2 должна находиться в собранном состоянии. Процесс налаживания приемника завершают операцией сопряжения входных и гетеродинных контуров.

4. Автомобильный приемник

Краткая характеристика. Приемник (рис. 44) выполнен на 2 интегральных микросхемах, 7 транзисторах и 5 диодах в виде малогабаритной автомобильной конструкции с внешним питанием. Он предназначен для приема местных и дальних радиовещательных станций, работающих с амплитудной модуляцией сигнала в диапазоне средних



Рис. 44. Внешний вид автомобильного приемника

187-571,4 м (1605-525 кГц) и 2 растянутых поддиапазонах коротких волн 25 м (11,7-11,9 МГц) и 49 м (6,0- 6,2 МГц).

Прием станций производится на телескопическую антенну, устанавливаемую на кузове автомобиля. Настройка в пределах указанного СВ диапазона и КВ поддиапазонов - плавная. Наличие растянутых поддиапазонов значительно облегчает эксплуатацию приемника при движении автомобиля. Воспроизведение радиопрограмм станций обеспечивается выносной акустической системой, размещаемой в его салоне.

Хорошо налаженный приемник может иметь следующие электрические и акустические параметры. Чувствительность при выходной мощности 50 мВт и соотношении сигнал/шум 20 дБ в диапазоне СВ не хуже 50 мкВ, а в растянутых поддиапазонах КВ - не хуже 20 мкВ. Промежуточная частота 465 кГц. Селективность по соседнему каналу при расстройке на ±9 кГц не менее 40 дБ. Селективность по зеркальному каналу на средних волнах не

менее 30 дБ, на коротких - 16-18 дБ. Система АРУ при изменении сигнала на входе приемника на 36 дБ обеспечивает поддержание сигнала на его выходе в пределах 6 дБ.

Номинальная выходная мощность приемника при коэффициенте нелинейных искажений всего тракта не более 6% около 2 Вт. Максимальная, при КНИ, равном 10%,- 3 Вт. Полоса эффективно воспроизводимых звуковых частот 150-3700 Гц. Номинальное напряжение питания 12,8 В. Источником тока служит бортсеть автомобиля с заземленным минусом аккумуляторной батареи. Максимальный ток потребления около 300 мА.

Большая выходная мощность приемника и относительно широкая полоса звуковых частот позволяют достаточно качественно воспроизводить звуковую программу станции, несмотря на повышенный уровень шума, возникающего при движении автомобиля. Специальный фильтр, встроенный в приемник, защищает цепи питания от попадания в них помех, создаваемых системой зажигания.

Приемник заключен в металлический корпус размерами 140 X 130 X 55 мм, экранирующий его от внешних помех, снабженный элементами крепления, обеспечивающими легкую установку и съем. Приемник размещается под приборной панелью автомобиля, а его акустическая система - в задней части салона. Приемник с бортовой сетью автомобиля и головкой акустической системы соединяются с помощью проводов, снабженных разъемами. Масса приемника без электродинамической головки около 1,5 кг.

Принципиальная схема. Автомобильный приемник собран по супергетеродинной схеме (рис. 45) и содержит: входные цепи; усилитель ВЧ; преобразователь частоты входного сигнала с цепью стабилизации питающего напряжения; усилитель ПЧ с детектором сигнала и системой АРУ; усилитель НЧ и фильтр защиты общих цепей питания от помех системы зажигания автомобиля.

Входные цепи приемника выполнены в виде двух настраивающихся контуров, работающих в диапазоне средних и растянутых поддиапазонах коротких волн. Первый из них состоит из контурной катушки Ы, конденсаторов переменной емкости С10 и подстроечного СИ. Второй при работе приемника в растянутом поддиапазоне 25 м образуется из контурной катушки L2, конденсаторов - пере-




менной емкости С12, постоянного С2 и подстроечного СЗ. При работе приемника в поддиапазоне 49 м вместо конденсаторов С2 и СЗ к контуру подключаются конденсаторы С4 и С5.

Таким образом, каждый контур имеет собственный конденсатор переменной емкости, что упрощает коммутацию при переходе с СВ на КВ диапазон, осуществляемую с помощью переключателя диапазонов (S1- S3). Секциями Sla и S16 переключателя, коммутирующими телескопическую антенну и обеспечивающими связь входных контуров с усилителем ВЧ, приемник переводится с диапазона СВ на растянутые поддиапазоны КВ, а секциями S2a и S3a переводится с поддиапазона 25 м на поддиапазон 49 м. Связь контуров с антенной емкостная (осуществляется посредством разделительного конденсатора* Cl), а с усилителем ВЧ - индуктивно-емкостная (с помощью отводов от катушек Ы и L2 и конденсатора С18).

Усилитель высокой частоты апериодический (нена-страивающийся), однокаскадный, выполнен на навесном транзисторе VI. Его нагрузкой служит постоянный резистор R4 с последовательно включенным корректирующим дросселем L9, что значительно уменьшает влияние входной проводимости преобразователя частоты на усилительные свойства транзистора VI при его работе на различных частотах. Такой усилитель обладает достаточным постоянством коэффициента усиления во всем радиовещательном интервале частот от 0,15 до 12 МГц. Нужный режим работы транзистора устанавливается резистором R1.

Применение усилительного каскада ВЧ позволяет несколько улучшить соотношение полезного сигнала и шумов, что способствует повышению реальной чувствительности приемника. Его включение между входом и преобразователем частоты приемника значительно снижает уровень интерференционных свистов при приеме радиостанций и уменьшает паразитное излучение высокочастотного напряжения гетеродина через антенну в эфир, создающего помехи для других приемников. Кроме того, наличие усилителя ВЧ упрощает процесс настройки входных и гетеродинных контуров приемника, так как значительно ослабляется их связь через преобразователь частоты.

Преобразователь частоты с раздельными смесителем и гетеродином выполнен на интегральной микросхеме А1,



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35



0.0011