Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

принципиальная схема которой приведена на рис. 41, а подробное описание дано в предыдущем разделе книги. В смесителе работает транзистор VI микросхемы. Входной сигнал с усилителя ВЧ через вывод 1 и внутренний разделительный конденсатор подается на его базу, а напряжение гетеродина через вывод 3 подводится к эммит-теру. Нагрузкой смесителя служит резонансный согласующий контур L7C25, включенный через вывод 4 к коллектору транзистора. Посредством катушки связи L8 к этому контуру подключается избирательный пьезокерамический фильтр ПФ1 на 465 кГц.

Гетеродин выполнен по схеме с индуктивной обратной связью на той же микросхеме на транзисторе V2: контур L3C13C14C15 работает в диапазоне СВ, a L5C6C7C17 или L5C8C9C17 - в одном (25 или 49 мм) из растянутых поддиапазонов КВ. Через навесной резистор R6 и вывод 9 микросхемы тот или иной контур подключается к коллектору транзистора, а через вывод 7 на его эмиттер подается напряжение положительной обратной связи, обеспечивающее автоколебательный режим гетеродина. Посредством катушек связи L4 и L6, индуктивно связанных с контурными катушками L3 и L5, напряжение гетеродина подводится к смесителю преобразователя частоты.

Коммутация гетеродинных контуров производится секциями S1 в - д, S26 и S36 переключателя диапазонов. Первые секции обеспечивают перевод гетеродина приемника со средних на короткие волны, а вторые - перевод с одного растянутого поддиапазона на другой. Режим работы транзисторов VI и V2 микросхемы по постоянному току определяется параметрами стабилизирующей цепи, состоящей из постоянного гасящего резистора R7 и стабилитронов V8 - V10, образующих делитель напряжения.

Напряжение 1,5 В, снимаемое с диода V8, подается на базу транзистора VI смесительного каскада, а напряжение 3 В - на базу транзистора V2 гетеродина. Аналогичным способом напряжением 4,5 В осуществляется питание цепи коллектора транзистора V2. Таким образом достаточно жестко поддерживается режим работы обоих транзисторов при значительных колебаниях напряжения бортовой сети автомобиля. Нужный режим диодного делителя напряжения устанавливается подбором номинала резистора R7.

Усилитель промежуточной частоты, детектор сигнала и система АРУ приемника совмещены в одной функциональной интегральной микросхеме А2, которая совместно с навесными резисторами R23, R25 - R27 и конденсаторами С26, С29, С30, С33 - С37 обеспечивает достаточно хорошую работу указанных каскадов приемника. Входной сигнал промежуточной частоты подается на микросхему через вывод 1, а сигнал звуковой частоты снимается с вывода 9. Резистор R29 и конденсаторы С39 и С40 обеспечивают нужную фильтрацию высокочастотного напряжения на выходе детектора. Переменный резистор R28 выполняет функцию регулятора громкости, а конденсатор С38 и переключатель S4 - ступенчатого регулятора тембра в области наиболее высоких звуковых частот. Подробно о работе каскадов интегральной микросхемы А2 (К2ЖА372) рассказано в предыдущем разделе книги.

Усилитель НЧ бестрансформаторный четырехкаскад-ный, выполнен на дискретных элементах - транзисторах V2 - V7. Два первых резистивных каскада (V2, V3) предварительного усиления работают на активные нагрузки - резисторы R9 и R17. Они связаны с выходом детектора сигнала и друг с другом посредством разделительных конденсаторов С31 и С24. В предвыходном фазоинверсном каскаде работают транзисторы V4 и V5 различной структуры, а в выходном - V6 и V7 одинаковой структуры.

Нагрузкой выходного мощного каскада служит сопротивление звуковой катушки головки громкоговорителя Гр, подключенного через разделительный конденсатор С32. Нужный режим работы транзистора VI устанавливается резистором R8, a V3 - V7 - резистором R15 тан, чтобы напряжение в точке симметрии выходного каскада было равно половине номинального напряжения источника тока. Ток покоя транзисторов V6 и V7 определяется номиналом резистора R18 в цепи смещения транзисторов V5 и V6.

Все каскады приемника, выполненные как на интегральных микросхемах, так и на навесных транзисторах, содержат элементы режимной и температурной стабилизации и развязаны по цепям питания фильтрами R12C22, R23C26, R16C27 и R5C19. Как уже указывалось, каскады смесителя и гетеродина (А1) питаются стабилизированным напряжением, снимаемым с диодов-стабилитронов V8-V10. Питание усилителя ПЧ (А2) и первого кас-



када предварительного усиления (VI) также стабилизировано с помощью стабилитрона VII.

Общим источником тока служит бортсеть автомобиля, подключаемая к приемнику через двухзвенный фильтр, состоящий из дросселей ЫО и Ы1 и конденсаторов С41 и С42, защищающий цепи питания от помех, создаваемых системой зажигания автомобиля. Для контроля за включением приемника служит сигнальная лампа накаливания HI. Подключение к приемнику телескопической антенны, головки громкоговорителя и бортсети производится с помощью штепсельных разъемов XI - ХЗ.

Детали и конструкция. Для сборки приемника нужны следующие готовые детали. Постоянные резисторы типа ВС-0,125а или МЛТ-0,125 (резистор R12 - 0,5-1 Вт, а R21 и R22 - проволочные), переменный резистор с выключателем питания СПЗ-4В. Постоянные керамические конденсаторы типа KT-la, К10-7В, KJIG или КМ, пленочный - ПМ-2, электролитические К50-6 (конденсатор

С41-К50-3).

Конденсаторы СЮ, С12, С14, СП переменной емкости с твердым диэлектриком объединены в счетверенный блок типа КП4-4. Он имеет 2 секции емкостью 5-280 пФ, используемые для настройки приемника в диапазоне СВ, и 2 - 4-25 пФ, используемые в поддиапазонах КВ. Такой блок применяется в промышленных переносных приемниках, имеющих УКВ ЧМ диапазон, например «Сокол-308», «Урал-авто» и другие.

Вместо него можно использовать конденсаторный блок от приемника «Рига-302» с секциями емкостью 5-270 пФ и 4-15 пФ. Следует учесть, что такая замена приведет к уменьшению перекрытия как в диапазоне СВ, так и в поддиапазонах КВ, поэтому необходимо несколько увеличить число витков контурных катушек приемника. Применять какие-либо миниатюрные блоки КПЕ с воздушным диэлектриком не желательно, так как из-за недостаточной жесткости пластин ротора и статора при работе приемника в движущемся автомобиле может возникнуть механоэлектрическая паразитная связь (микрофонный эффект).

Подстроечные конденсаторы типа КПК-МП-3 емкостью 5-20 пФ, рассчитанные для применения в переносных промышленных приемниках, имеющих модульный переключатель диапазонов типа П2К. Их можно за-

менить конденсаторами КПК-МП или постоянными KT-la, емкость которых должна быть подобрана в процессе настройки высокочастотной части приемника,

Кнопочный переключатель диапазонов П2К должен содержать 3 модуля: 1 на 6 контактных групп и 2 на 2 контактные группы. Собранные модули должны иметь зависимую фиксацию в рабочем положении и устанавливаться с шагом 20 мм. Кроме того, для ступенчатого регулятора тембра используется одиночный модуль с 2 контактными группами и независимой фиксацией.

Интегральные функциональные микросхемы К2ЖА242 и К2ЖА372. Вместо высокочастотного (навесного) транзистора ГТ309 можно использовать ГТ310, ГТ313, ГТ322, ГТ326 и другие, желательно малошумящие, аналоги. Низкочастотные маломощные МП37 и МП41 можно заменить на МП38 (МП9 - МП11), КТ315 и МП40, М42 (МП14 -МП16), а мощные П214 - на П213, П215, П217. Вместо мощных германиевых транзисторов в выходном каскаде приемника целесообразно применить более высокочастотные кремниевые аналоги.

Пьезокерамический фильтр типа ПФШ-0,23. Электродинамическая головка 4ГД-8Е, специально предназначенная для применения в автомобильных приемниках, мощностью 4 Вт и полным сопротивлением звуковой катушки 4 Ом. Вместо нее можно применить большую по размерам, но обладающую значительно лучшими акустическими параметрами головку 4ГД-35 с аналогичным сопротивлением звуковой катушки. Сигнальная лампочка любого типа с небольшим током потребления и рабочим напряжением 26 В. Высокочастотный штепсельный разъем для подключения телескопической антенны и колодки для присоединения головки громкоговорителя и бортсети автомобиля также любого типа. Последние должны обеспечивать нужную полярность включения. Остальные детали приемника самодельные.

Контурные катушки выполняют на готовых полистироловых каркасах, применяемых для намотки соответствующих катушек промышленных приемников «Селга-402», «Россия-302» и других моделей. Входную катушку Ы диапазона СВ наматывают на четырехсекционный каркас с диаметром участка размещения провода 3,5 мм. Входную катушку L2 и гетеродинную L3 выполняют на гладких цилиндрических каркасах диаметром около 7 мм. Гетеро-



динную катушку L3 (L4) и фильтра промежуточной частоты L7 (L8) наматывают на трехсекционных каркасах с таким же диаметром, как и у каркаса катушки Ы. При необходимости введения в приемник ДВ диапазона входные и гетеродинные катушки наматывают на таких же каркасах.

После намотки катушки L3, L4 и L7, L8 размещают в горшкообразных ферритовых сердечниках, производят сборку арматуры и заключают катушки в латунные прямоугольные экраны. Все катушки снабжены цилиндрическими подстроечными сердечниками, запрессованными в пластмассовые резьбовые пробки со шлицем под отвертку. Намоточные данные контурных катушек и дросселя L9 приемника приведены в табл. 4, а их конструкция показана на рис. 46.

Обмотку высокочастотного корректирующего дросселя 9 размещают на корпусе постоянного резистора МЛТ-0,5 сопротивлением более 47 кОм. Ее наматывают в один слой, скрепляя витки провода с корпусом клеем БФ-4. Концы обмотки припаивают непосредственно к выводам резистора.

Обмотки дросселей ЫО и Ы1 защитного фильтра питания должны содержать по 150 витков провода ПЭВ-1 0,41-0,51, намотанных на изоляционные каркасы (рис. 47). Такие каркасы вытачивают из гетинакса, текстолита и капролона или изготовляют из отдельных составных частей: цилиндра с отверстием под винт крепления и 2 шайб (щечек). На последних закрепляют небольшие монтажные лепестки для выводов обмоток дросселей и их соединения с соответствующими цепями приемника.

Фильтр питания выполняют в виде конструктивно законченного узла (рис. 48), представляющего собой глухую прямоугольную коробку-экран с размещенными в ней дросселями ЫО, L11 и конденсатором С41. Коробка должна состоять из основания и накидного экрана с внутренней перегородкой, изготовленных из латуни толщиной 0,5-1 мм. Швы экрана тщательно пропаивают, а кромки стенок подгоняют так, чтобы они по всему периметру коробки обеспечивали надежное электрическое соединение с основанием.

Дроссели фильтра закрепляют на основании с помощью винта МЗ, который одновременно служит и для крепления накидного экрана. Вывод от дросселя L10 к колод-


Рис. 46. Конструкция контурных катушек-

св: г №

Ф6 -> 1,1

l\ J V

тгг--

Рис. 47. Конструкция каркаса дросселя фильтч ра питания


Рис. 48. Конструкция фильтра питания!

/ - основание; 2 - нанидной экран) 8 - дроссель; i - винт крепления: 5 - внутренний экран

ко равъеада ХЗ выполняют экранированием проводом сечением 0,3 мм2 с внешней полихлорвиниловой изоляцией. Оплетку надежно припаивают к монтажному лепестку, установленному на основании фильтра. Блокировочный конденсатор С41 монтируют между лепестками, установленными на каркасе дросселя Ы1 и основании. Вывод от дросселя Ы1, соединяющий фильтр питания с выключателем бортсети, выполняют неэкранированным проводом несколько меньшего сечения, чем первый.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35



0.0008