Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [23] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

обводной ролик, подшкальник, блок КПЕ с ведомым шкивом и собирают верньерное устройство приемника.

Так как головки опорных стоек статора блока запрессованы заподлицо с поверхностью пластмассового основания и могут замыкаться на корпус, между основанием и стенкой корпуса следует проложить гетинаксовую или текстолитовую пластинку толщиной 0,5-1 мм. Собранный верньер должен иметь плавный ход, а ведущий шкив в крайних положениях ротора блока КПЕ - сравнительно легко проворачиваться вокруг своей оси. Если этого не получается, то необходимо подобрать усилие натяжения пружины и более тщательно обработать рабочую поверхность ведущего шкива, соприкасающуюся с тросиком.

Затем на правой стенке корпуса устанавливают розетку высокочастотного разъема для подключения телескопической антенны и приступают к сборке и монтажу печатной платы приемника.

Сначала на нее устанавливают и монтируют сборки с мощными транзисторами, фильтр питания и переключатель диапазонов. Прикрепить последний к плате можно пайкой выводов к соответствующим контактным площадкам. Однако такое крепление целесообразно усилить, связав металлическую обойму переключателя с платой небольшими алюминиевыми уголками. Нужные навесные соединения на контактах переключателя делают в соответствии с рис. 53 жестким одножильным проводом диаметром 0,4-0,5 мм.

После этого на плату устанавливают и монтируют все остальные детали приемника. Учитывая, что автомобильный приемник эксплуатируется в условиях сильных вибраций и тряски, его монтаж следует выполнить с повышенной механической прочностью. Все пайки должны обеопечивать надежное электрическое соединение выводов деталей с платой, а такие детали, как электролитические конденсаторы (особенно большой емкости), обладающие сравнительно большой массой, и пьезокерамический фильтр,- устанавливаться с применением клея БФ-2 или аналогичного, обеспечивающего дополнительное механическое крепление. Во избежание возникновения механо-электрической паразитной связи (микрофонного эффекта) при работе приемника на поддиапазонах КВ постоянные конденсаторы С2, С4, С6 и С8 должны быть также приклеены к плате.

Собранную монтажную плату приемника устанавливают в корпусе и выполняют все нужные навесные электрические соединения с блоком КПЕ, переменным резистором и выключателем бортсети, антенным разъемом и переключателем тембра. Делают это прикрепленными к корпусу проводниками минимально возможной длины, применяя в нужных случаях клей или ленту лейкопластыря...

Ьыход усилителя НЧ с электродинамической головкой громкоговорителя соединяют двухжильным гибким проводом в общей защитной полихлорвиниловой трубке. Так как длина этого провода достаточно большая (головка громкоговорителя может быть размещена в любом месте салона автомобиля), то во избежание потерь,сечение проводов должно быть не менее 0,3 мм2.

Электродинамическую головку следует установить на деревянную отражательную доску или заключить в глухой ящик, размеры которого подбираются экспериментально по наилучшему качеству звучания. Лицевую стенку такого акустического ящика или доски закрывают какой-либо металлической или пластмассовой декоративной сеткой.

Соединительные колодки питания, головки и предохранитель размещают на приборной панели автомобиля так, чтобы обеспечивалась легкость подключения ответных частей, соединенных с приемником. Ввод от телескопической антенны выполняют коаксиальным набелем, длина которого должна быть минимальной. Вызвано это тем, что кабель обладает относительно большой собственной емкостью, подключение которой к антенне и приемнику значительно снижает уровень принимаемого сигнала на его входе.

На этом сборочно-монтажные работы заканчивают.

Налаживание. S автомобильном приемнике, как и в обычном, сначала устанавливают режимы работы навесных транзисторов и интегральных микросхем по постоянному току. Рекомендуемые значения напряжений в различных цепях приемника приведены на принципиальной схеме (см. рис. 45). Измерения проводят с помощью вольтметра, подключая его между испытуемой цепью и общим заземленным проводом питания. В рассматриваемом случае - с проводом, соединенным с минусовым Электродом аккумуляторной батареи автомобиля.



Поэтому напряжение на измеряемых цепях будет положительным.

Проверку и регулировку начинают с режима работы транзисторов Ve и V7 мощного каскада усилителя НЧ. Измеряя напряжение в точке симметрии этого каскада, подбором номинала резистора R15 добиваются, чтобы значение напряжения было равно половине номинального напряжения бортсети, которое при работе автомобиля без перегрузок составляет около 12,8 В. Затем в разрыв цепи коллектора транзистора V6 включают миллиамперметр постоянного тока и подбором резистора R18 устанавливают ток покоя выходного каскада усилителя НЧ в пределах 8-10 мА. Такое значение тока автоматически устраняет возможность возникновения искажений типа «ступенька».

Аналогичным способом контролируют и регулируют режимы работы других каскадов приемника, выполненных на навесных транзисторах. Режим транзистора V2 каскада предварительного усиления НЧ устанавливают резистором R8, а каскада усиления ВЧ - R1, делая это при напряжении на катоде стабилитрона VII, равном 7,8-8В.

Режимы работы транзисторов интегральной микросхемы А1, выполняющей функцию преобразователя частоты, по постоянному току зависят от значений напряжений на звеньях делителя. Этот делитель состоит из стабилитронов Y8 - V10 и включен в общую цепь питания, напряжение которой стабилизируется диодом VII. Напряжения смещения на базы транзисторов микросхемы, работающих в смесителе и тетеродине преобразователя частоты, сни« маются с диодов V8 и V9.

Коллектор первого транзистора А1 через развязывающий фильтр, состоящий из резистора R16 и конденсатора С27, питается стабилизированным напряжением общей цепи, а второго - непосредственно с диода VlO. благодаря такой усиленной стабилизации питающих напряжений обеспечивается устойчивая работа каскадов преобразователя частоты при значительных изменениях напряжения бортсети, что имеет место при движении автомобиля на разных скоростях.

Режим работы транзисторов интегральной микросхемы А2, выполняющей функции усилителя ПЧ, детектора сигнала и системы АРУ, по постоянному току определяется значением стабилизированного напряжения общей цепи питания, которое поступает на микросхему через

развязывающий фильтр R23C2&. Единственной регулировочной операцией для обоих рассмотренных случаев, обеспечивающей установку нужных режимов работы, транзисторов интегральных микросхем, является такой подбор резисторов R7 и R12, чтобы напряжение на стабилитроне V10 было около 4,5 В, а на VII - 7,8-8В.

После этого приступают к проверке работоспособности усилителя НЧ и к настройке ПЧ. Об этом было рассказано в предыдущем разделе книги, поэтому здесь рассмат-

R ш mm

02ч7

(R3KB*Rrcc°800H)

Рил. 54. Принципиальная схема эквивалента автомобильной антенны автомобиля «Жигули»

риваются лишь вопросы, связанные с проверкой и настройкой высокочастотной части приемника.

Начинают ее с проверки работоспособности усилителя ВЧ. Для этого на базу навесного транзистора VI с генератора ВЧ через разделительный конденсатор емкостью 0,01-0,033 мкФ подают промодулированный входной сиг-вал (в интервалах частот 525-1605 кГц - для СВ диапазона, 6,0-6,2 МГц - для КВ поддиапазона 49 м в 11,7- 11,9 МГц - для КВ поддиапазона 25 м) величиной в несколько микровольт и проверяют его прохождение через усилительные тракты приемника. Контроль осуществляют с помощью вольтметра переменного тока, подключенного к звуковой катушке электродинамической головки громкоговорителя, или на слух по громкости тона звуковой частоты модуляции сигнала.

Далее проверяют работоспособность гетеродина приемника в диапазоне средних воли и на растянутых поддиапазонах коротких волн, контролируя стабильность высокочастотного напряжения на катушках связи L4 и lM милливольтметром ВЧ. Величина этого напряжения на рабочих частотах приемника должна быть 100-150 мВ.



При необходимости нужную регулировку выполняют подбором витков указанных катушек связи. В случаях срыва колебаний гетеродина уточняют место отводов цепей положительной обратной связи от контурных катушек L3 и L5.

После этого производят укладку граничных частот диапазона СВ и поддиапазонов КВ. Входные сигналы с генератора ВЧ цодают на разъем XI через эквивалент автомобильной антенны, схема которого приведена на рис. 54. Ёместо эквивалента можно воспользоваться непосредственно телескопической антенной с соединительным коаксиальным кабелем, которые в дальнейшем будут эксплуатироваться вместе с приемником в автомобиле. В этом случае входной сигнал подают на собранную (наименьшей длины) антенну через постоянный конденсатор емкостью 10-12 пФ. Такие способы подачи сигнала позволяют учитывать собственную емкость антенны и кабеля и обеспечивают более качественную настройку высокочастотной части приемника.

Сначала укладывают граничные частоты гетеродина на СВ диапазоне. Ротор блока КПЕ ставят в положение максимальной емкости конденсаторов СЮ и С14. На вход приемника с генератора ВЧ подают промодулированный сигнал величиной около 50 мкВ с низшей частотой, равной 515-520 кГц СВ диапазона, и подстроечным сердечником катушки L3 настраивают гетеродинный контур L3C13C14C15 на низкочастотную границу. Затем, не изменяя рабочую частоту генератора ВЧ, подстроечным сердечником катушки Ы предварительно настраивают входной контур ЫС10С11 СВ диапазона и снова уточняют настройку контура гетеродина приемника.

Аналогичные операции проводят и на высокочастотном конце СВ диапазона. Для этого ротор блока КПЕ старят в положение минимальной емкости конденсаторов С10 и С14. На антенный вход приемника с генератора ВЧ подают сигнал частотой 1630-1650 кГц и подстроечным конденсатором С15 настраивают гетеродинный контур L3C13C14C15 на высшую граничную частоту СВ диапазона приемника. Как и в предыдущем случав, не изменяя частоту генератора ВЧ, подстроечным конденсатором СИ предварительно настраивают входной контур ЫС10С11 и снова подстраивают контур гетеродина на эту частоту.

Установив нужные границы СВ диапазона, выполняют сопряжение настроек входного и гетеродинного контуров.

Его производят на низшей частоте 570 кГц и высшей - 1560 кГц. В первом случае входной контур ЫС10С11 настраивают подстроечным сердечником катушки Ыл а во втором - подстроечным конденсатором СП. Операции сопряжения на верхнем и нижнем концах СВ диапазона производят 2-3 раза. При этом сопряжение в средней точке диапазона на частоте 1000 кГц получается автоматически.

При введении в приемник вместо средневолнового диапазона длинноволнового в гетеродинном контуре помимо намоточных данных катушки L3 следует изменить номинал сопрягающего конденсатора С13 с 300 пФ на 150 пФ, оставив номинальные значения других конденсаторов без изменения. Укладку границ ДВ диапазона осуществляют на частотах 148 (нижняя) и 415 (верхняя), а сопряжение настроек входного и гетеродинного контуров - на частотах 165 и 380 кГц (250 кГц - средняя). Последовательность проведения настройки сохраняется прежней.

Настроив приемник на СВ или ДВ диапазоне, приступают к его настройке на растянутых поддиапазонах КВ. Начинают это с поддиапазона 25 м. Для этого ротор блока КПЕ ставят в положение максимальной емкости конденсаторов С12 и СП. На вход приемника с генератора ВЧ подают сигнал частотой 11,7 МГц и подстроечным сердечником катушки L5 настраивают гетеродинный кон* тур L5C6C7C17 на нижнюю граничную частоту поддиапазона. Если этого сделать не удается, то сердечник катушки и ротор подстроечного конденсатора С7 ставят в среднее положение и подбором номинала постоянного конденсатора С6 устанавливают частоту гетеродинного контура близкой к граничной. После этого производят точную настройку подстроечным сердечником контурной катушки.

Затем, изменив емкость конденсаторов С12 и С17 на минимальную, подстроечным конденсатором С7 настраивают контур L5C6C7C17 на верхнюю граничную частоту. 11,9 МГц поддиапазона 25 м и сопрягают настройки входного и гетеродинного контуров. Сопряжение выполняют на тех же частотах, что и укладку границ поддиапазона. На нижнем конце входной контур L2C2C3C12 настраивают подстроечным сердечником катушки L2, а на верхнем - подстроечным конденсатором СЗ.

Далее приемник переключают на растянутый поддиапазон 49 м и настраивают те же контуры на среднюю



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [23] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35



0.0015