Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 [230] 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

30.1. Инструменты для проектирования

Существующие инструменты для проектирования в основ- {щм mmtt О (щт-ном представляют собой графические средства, позволяю- -трвтт т. твш щие создавать диаграммы проекта. Иногда они встроены в

ПО для автоматизированной разработки (CASE-средства) с более широкими функциями. Некоторые поставщики рекламируют инструменты для проектирования как самостоятельные CASE-средства. Проектирование с помощью графических инструментов позволяет использовать для проекта стандартные графические нотации: UML, архитектурные блок-схемы, иерархические диаграммы, диаграммы связи сущностей или диаграммы классов. Некоторые инструменты поддерживают только одну нотацию, другие - несколько.

Может показаться, что инструменты для проектирования - всего лишь необычные графические пакеты. Однако они обладают возможностями, которых в обычных графических пакетах нет: если нарисовать схему с помощью кружков и стрелочек, а затем удалить один кружок, графическое средство проектирования автоматически перестроит другие элементы, включая соединительные стрелки и кружки более низкого уровня, которые взаимодействовали с удаленным кружком. Инструментарий берет на себя служебные операции и при добавлении нового кружка. Средство проектирования позволяет перемещаться между уровнями абстракции. Инструмент проверит целостность проекта, а некоторые могут создавать код на основе разработанного проекта.

30.2. Инструменты для работы с исходным кодом

Инструменты, для работы с исходным кодом обладают более широкими и развитыми возможностями в сравнении со средствами, предназначенными для проектирования.

Редактирование

Эта группа инструментов служит для редактирования исходного кода.

Интегрированные среды разработки (IDE)

По некоторым оценкам до 40% рабочего времени программист тратит на редактирование исходного кода (Parikh, 1986; Ratliff, 1987). В таком случае покупка IDE - хорошее вложение денег.

В дополнение к основным функциям по обработке текста хорошие среды разработки предлагают следующую функциональность:

компиляция и поиск ошибок, не выходя из редактора;

интеграция с системой управления версиями, средствами тестирования и отладки;

сжатое или развернутое представление программы (вывод имен классов или логических структур без показа их содержания, также называемый «свертыванием»);



переход к определениям классов, методов и переменных;

переход к любым местам использования класса, метода или переменной;

форматирование в соответствии с используемым языком;

интерактивная подсказка для языка редактируемой программы;

поиск соответствующих скобок (операторов begin-end);

Ш шаблоны для часто применяемых языковых конструкций (например, редактор может ввести полную структуру цикла for после того, как программист наберет слово/ог);

интеллектуальные отступы (включая возможность простого изменения отступов в блоке выражений при изменении логики);

автоматизированное преобразование и рефакторинг кода;

создание макросов на знакомом языке программирования;

список строк для поиска, который позволяет не набирать повторно часто используемые строки;

регулярные выражения в операциях поиска и замены;

поиск и замена в группе файлов;

одновременное редактирование нескольких файлов;

параллельное сравнение файлов;

многоуровневая операция отмены.

Кстати, есть программы, поддерживающие все перечисленные возможности. Поиск и замена строк в нескольких файлах

Если ваш редактор не поддерживает поиск и замену строк в нескольких файлах одновременно, вы можете тем не менее найти дополнительные средства для выполнения этого задания. Эти инструменты позволяют искать все вхождения названия класса или метода. Обнаружив ошибку в своем коде, вы можете использовать такой инструмент для поиска похожих ошибок в других файлах.

Вы можете искать точное совпадение строки, похожие строки (без учета регистра символов) или использовать регулярные выражения. Регулярные выражения предоставляют особенно мощные возможности, поскольку позволяют производить поиск, применяя сложные строковые шаблоны. Если бы вы хотели найти все случаи применения массивов с использованием магических чисел (цифр от «О» до «9»), вы могли бы выполнить поиск символа «[», за которым идет О или несколько пробелов, за которыми следует одно или несколько чисел, потом опять О или больше пробелов и символ «]». Одна широко распространенная программа поиска называется «grep». Запрос для поиска магических чисел с помощью grep мог бы выглядеть так:

grep "\[ *[0-9]+ А]" *.срр

Критерий поиска можно усложнить, чтобы точней настроить поисковую строку.

Полезно иметь возможность заменять строки в нескольких файлах одновременно. Например, чтобы дать методу, константе или глобальной переменной лучшее имя, может понадобиться выполнить замену в нескольких файлах. Это легко сделать с помощью утилит, позволяющих менять строки в наборе файлов, и это хо-



рошо, потому что у вас должно быть как можно меньше препятствий для создания лрутих имен классов, методов и констант. Для обработки изменений строк в нескольких файлах служат такие инструменты, как Perl, AWK и sed.

Инструменты для сравнения

Если вы сделали несколько попыток исправить ошибку и хотите удалить неудачные попытки, то программа сравнения сопоставит исходный и исправленный файлы и перечислит измененные строки. Если вы работаете над проектом вместе с другими людьми и хотите увидеть, какие исправления они внесли с тех пор, как вы работали с кодом в последний раз, программа сравнения (например, Diff) сравнит текущую версию с последней версией кода, над которой вы работали, и покажет различия. Такая функциональность часто встроена в средства для контроля исправлений.

Инструменты для слияния

Один из видов контроля исправлений заключается в блокировании исходных файлов, так что только один человек может их модифицировать. Можно также позволить нескольким сотрудникам работать с файлами одновременно, а при регистрации производить слияние изменений. Предназначенные для этого инструменты обычно выполняют слияние простых изменений автоматически, а в сложных случаях и при возникновении конфликтов обращаются к пользователю.

Программы для украшения исходного кода

Программы украшения исходного кода выделяют имена щщftalййыmtkQфopывi-классов и методов, стандартизуют стиль отступов, единооб- тирошии ада программы ом. разно форматируют комментарии и т. д. Некоторые из них гшву SI могут помещать каждый метод на отдельную Web-страницу или на печатную страницу и форматировать код. Большинство инструментов позволяет настраивать способы украшения кода.

Программы для украшения кода бывают двух видов. Одни используют исходный код как входные данные и не изменяют исходного кода. Другие изменяют сам исходный код, стандартизуя отступы, форматируя списки параметров и т. д. Это полезно при работе с большими объемами унаследованного кода.

Средства документирования интерфейса

Некоторые инструменты извлекают подробную документацию по программному интерфейсу из файлов с исходным кодом. Код в исходных файлах содержит некоторые подсказки, например, поля @tag, определяющие текст, который следует извлечь. Инструмент для документирования интерфейса извлекает помеченный текст и представляет его в красиво отформатированном виде. Прекрасным примером такого инструмента может служить Javadoc.

Шаблоны

Шаблоны упрощают задачи ввода данных с клавиатуры. Допустим, вы хотите добавлять стандартный пролог комментариев перед началом ваших методов. Вы можете создать скелет такого пролога с использованием правильного синтакси-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 [230] 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294



0.0031