Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 [266] 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

чите себе путь к эффективному программированию. Ошибка - не грех. Неспособность к обучению на основе ошибок - вот что такое грех.

До1Т€лнитель(1Ыб сведеш От- пгайте о решении проблем Решение проблем - глав-личный учебник по решению аспект создания ПО. Эксперименты показали, что люди проблем - книга Джеймса не всегда находят эффективные стратегии решения проблем Адамса Conceptual Blocl(bu$- сами, хотя легко обучаются этим стратегиям (Simon, 1996). ting» (Adams. 2001). д д хотите изобрести колесо, успех не га-

рантирован - ваше колесо может оказаться квадратным.

Анализируйте и планируйте, прежде чем действовать Анализ и действие несколько противоречат друг другу. В какой-то момент вы должны прекратить сбор данных и начать действовать. Однако проблемой большинства программистов является не избыточный анализ. Как правило, чаша действия значительно перевешивает чашу анализа, и проблема «аналитического паралича» крайне редко угрожает программистам.

Изучайте успешные проекты Особенно хороший спо-http: cc2e.com/3320 самообразования - изучение опыта лучших програм-

мистов. Джон Бентли (Jon Bentley) считает, что вы должны иметь возможность сесть в кресло со стаканом бренди и сигарой и читать программу как хороший рассказ. Это не так неестественно, как кажется. Большинству людей не хотелось бы тратить свободное время на анализ 500-страничного листинга, но многим вполне понравилось бы изучить высокоуровневый проект кода и погрузиться в некоторые тонкости.

При разработке ПО крайне редко используются данные о прошлых успехах и неудачах. Если бы вас интересовала архитектура, вы изучили бы чертежи Луиса Салливана, Фрэнка Ллойда Райта и других известных архитекторов. Возможно, вы посетили бы спроектированные ими здания. Если бы вас интересовало проектирование строительных конструкций, вы изучили бы мосты Brooklyn Bridge, Тасота Narrows Bridge и другие структуры из бетона, стали и дерева. Вы изучили бы примеры успехов и неудач в своей отрасли.

Томас Кун указывает на то, что частью любой зрелой науки является набор удачных решений проблем, которые можно использовать в качестве образцов при последующей работе (Kuhn, 1996). Разработка ПО только начинает приближаться к этому уровню зрелости. В 1990 году организация Computer Science and Technology Board пришла к выводу, что задокументированных исследований успехов и неудач в отрасли разработки ПО мало (CSTB, 1990).

В журнале «Communications of the АСМ» приводятся доводы в пользу обучения на основе исследований конкретных проблем программирования (Linn and Clancy, 1992). Это кое о чем говорит. То, что один из самых популярных разделов в компьютерных журналах - «Programming Pearls» - был создан на основе исследований конкретных случаев проблем программирования, также наводит на мысли. А одна из самых популярных книг по разработке ПО - «Мифический человеко-месяц» - основана на исследовании управления проектом разработки IBM OS/360.

Имеется ли у вас книга, включающая исследования конкретных проблем программирования, или нет, ищите код, написанный лучшими программистами, и читайте его. Постарайтесь изучить код программистов, которых вы уважаете. Взгляни-



те на код программистов, которых вы не уважаете. Сравните их варианты кода между собой и со своим собственным. Каковы различия? Почему код различается? Какой вариант лучше? Почему?

Не ограничивайтесь чтением кода других программистов - старайтесь также узнать, что эксперты думают о вашем коде. Найдите высококлассных программистов, которые согласились бы покритиковать ваш код. Слушая критику, игнорируйте аспекты, связанные с их субъективными взглядами, и сосредоточьтесь на важных моментах. После этого измените свой подход к программированию так, чтобы он стал еще лучше.

Читайте! У многих программистов документация вызывает страх. Очень часто она плохо написана и организована, и все же преодоление «документофобии» может принести большую пользу Документация - это ключ к замку ПО, и ее чтение никогда не бывает пустой тратой времени. Игнорирование имеющейся информации стало настолько частым явлением, что привело к возникновению специального акронима «RTFM!», который расшифровывается как «Read the \**%*@ Manual!»

Почти все современные языки дополняются огромным объемом библиотечного кода. Время, потраченное на изучение документации к библиотекам, будет хорошей инвестицией. Скорее всего компания, разработавшая данную версию языка, уже создала массу нужных вам классов. Если это так, приложите все усилия, чтобы ознакомиться с ними. Просматривайте документацию примерно каждые два месяца.

Читайте другие книги и периодические издания перекрестная ссылка Книги Похвалите себя за чтение этой книги. За это время вы про- которые следовало бы прочи-двинулись вперед гораздо дальше, чем большинство ваших тать любому программисту, ука-коллег, потому что объем этой книги превышает годичный в разделе 35.4. объем чтения большинства программистов (DeMarco and

Lister, 1999). Неторопливое, но регулярное чтение - надежный путь к высоким профессиональным достижениям. Если, читая примерно по 35 страниц в неделю, вы будете прочитывать одну хорошую книгу по программированию каждые два месяца, скоро вы получите основательный багаж знаний и начнете выгодно отличаться почти от всех окружающих вас разработчиков.

Общайтесь с единомыгиленниками Познакомьтесь с другими людьми, стремящимися улучшить навыки разработки ПО. Посещайте конференции, вступите в группу пользователей, общайтесь на Интернет-форумах.

Постоянно стремитесь к профессиональному разви- рщущ оеед«ш Об

тию Хорошие программисты всегда ищут возможности уровнях развития программис-дальнейшего совершенствования. Обдумайте следующую та см, главу 16 книги Profes-лестницу профессионального развития, используемую в sional Software Development моей и нескольких других компаниях. (McConnell. 2004).

Уровень 1: начало Новичок - это программист, способный использовать базовые возможности одного языка. Такой человек может писать классы, методы, циклы и условные операторы, а также использовать многие средства, поддерживаемые языком.



Уровень 2: средний уровень Программист среднего уровня прошел начальный этап, может использовать базовые возможности нескольких языков и очень хорошо владеет по меньшей мере одним языком.

Уровень 3: компетентность Компетентный программист обладает экспертными знаниями языка, среды или того и другого. Программист этого уровня может знать все тонкости J2EE или помнить все аннотированное справочное руководство по С++. Такие программисты очень ценны для работодателей, и многие из программистов никогда не поднимаются выше этого уровня.

Уровень 4: лидерство Лидер имеет квалификацию программиста 3-го уровня и понимает, что программирование на 85% состоит из общения с людьми и лишь на 15% - из общения с компьютером. Средний программист только 30% времени работает в одиночку (McCue, 1978) и еще меньше времени тратит на взаимодействие с компьютером. Гуру программирования пишут код для людей, а не для машин. Истинные гуру пишут абсолютно ясный код, не забывая при

4 этом комментировать его. Они не хотят тратить свои драгоценные умственные ресурсы на восстановление логики какого-то фрагмента кода, если ее можно было бы легко понять, прочитав краткий комментарий.

Прекрасный программист, не уделяющий должного внимания удобочитаемости кода, вероятно, сможет достичь лишь уровня 3, да и то в самом лучшем случае. Судя по моему опыту, главная причина нечитабельности кода в том, что код плох. Никто не говорит себе: «Мой код плох, поэтому я сделаю его непонятным». Программисты просто не понимают свой код достаточно хорошо, чтобы сделать его удобочитаемым, и это запирает их на одном из более низких уровней.

Самый худший код, который я когда-либо видел, написала женщина, никому не позволявшая изучать ее программы. В конце концов начальник пригрозил ей увольнением, если она не будет сотрудничать с коллегами. В ее коде полностью отсутствовали комментарии, но зато в избытке имелись глобальные переменные с именами вроде х, хх, ххх, хх1 и хх2. Начальник ее начальника считал ее отличным программистом, потому что она быстро исправляла ошибки. Качество ее кода предоставило ей массу возможностей продемонстрировать свой талант исправления ошибок на деле.

Быть программистом начального или среднего уровня - не грех. Быть компетентным программистом, а не лидером, также не грех. Но если вы знаете, что нужно делать для собственного развития, и ничего не предпринимаете, иначе как грехом это назвать нельзя.

33.4. Профессиональная честность

Становление высококвалифицированного программиста предполагает развитие обостренного чувства профессиональной честности, которая может проявляться в самых разных формах:

отказ от притязаний на роль эксперта, если вы им не являетесь;

охотное признание собственных ошибок;

стремление разобраться в предупреждениях компилятора вместо их отключения;



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 [266] 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294



0.0025