Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 [268] 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Выпускнику института трудно объяснить важность конвенций и дисциплины. Самая крупная программа, написанная мной в институте, состояла примерно из 500 строк исполняемого кода. За свою профессиональную карьеру я написал десятки утилит, включающих менее 500 строк, однако в среднем мои проекты содержали от 5000 до 25 ООО строк, а объем некоторых проектов, в которых я принимал участие, достигал полумиллиона строк. Подобные проекты требуют не тех же навыков в более крупном масштабе, а совершенно иных навыков.

Некоторые программисты считают, что стандарты и конвенции подавляют свободу творчества, но с этим трудно согласиться. Можете ли вы представить Web-сайт, на каждой странице которого использовались бы разные шрифты, цвета, способы выравнивания текста, графические стили и способы навигации? Какое уж тут творчество - это хаос. Если стандарты и конвенции не используются в крупном проекте, завершить его становится невозможно. Не тратьте свою творческую энергию на то, что не играет никакой роли. Установите конвенции для второстепенных областей и сосредоточьтесь на действительно важных аспектах.

Анализируя 15-летний опыт работы в Лаборатории проектирования ПО NASA, Макгарри и Паджерски пришли к выводу, что особенно эффективными были методики и инструменты, акцентированные на дисциплине (McGarry and Pajerski, 1990). Многие в высшей степени творческие люди отличаются крайней дисциплинированностью. «Форма освобождает», - гласит пословица. Прекрасные архитекторы и художники работают в условиях ограниченности физических материалов, времени и расходов. Любой, кто изучал произведения Леонардо да Винчи, не может не восхищаться его дисциплинированным вниманием к подробностям. Перед росписью свода Сикстинской капеллы Микеланджело разделил его на симметричные наборы геометрических фигур, таких как треугольники, окружности и прямоугольники. Он разделил свод на три зоны в соответствии с тремя этапами Платона. Без этой структуры и дисциплины 300 человеческих фигур были бы просто хаотично разбросанными фрагментами, а не согласованными элементами художественного шедевра.

Создание шедевра программирования требует не меньшей дисциплины. Если вы не проанализируете требования и проект до начала кодирования, многие знания вам придется приобретать во время кодирования, и результат вашей работы будет больше напоминать мазню трехлетнего ребенка, а не произведение искусства.

33.7. Лень

Лень: качество, которое застав- " проявляться несколькими способами:

mm прилагать бояше уоияий отсрочка выполнения неприятной задачи;

для снижения общих затрат щ немедленное выполнение неприятной задачи с целью как

энергии, Она эастаешет писать qo более быстрого избавления от нее;

программы, оШгчтщт труд,

и документировать нашсашное, написание инструмента для выполнения неприятной за-

чтобы вам не пришлось отве- дачи, чтобы ее никогда не пришлось выполнять снова,

чать на лишние вопросы. Одни проявления лени лучше, другие - хуже. Первое едва

Ларрн Уот (Шгу Wati) j когда-нибудь бывает выгодным. Наверное, и вы когда-то тратили несколько часов на выполнение необязательных



задач, желая отсрочить решение относительно неважной задачи, избежать которой тем не менее вы не могли. Я ненавижу ввод данных, и многие программы требуют ввода небольшого объема данных. Я иногда откладываю работу над программой на несколько дней только затем, чтобы отсрочить неизбежный ввод нескольких страниц чисел вручную. Это «истинная лень». Она проявляется и в компиляции класса с целью проверки его работоспособности и избавления от проверки класса в уме.

Небольшие задачи никогда не бывают такими плохими, какими кажутся. Вы сможете избавиться от первого типа лени, если выработаете привычку выполнять эти задачи сразу Эта привычка соответствует второму типу лени - «просвещенному». Вы все так же ленитесь, но решаете неприятные проблемы, тратя на них как можно меньше времени.

Третий вариант лени предполагает написание инструмента для выполнения неприятной задачи. Это «долговременная лень». Несомненно, это самый продуктивный вид лени (если, конечно, инструмент позволяет в итоге сэкономить время). В этом контексте определенная лень даже выгодна.

Однако лень имеет и обратную сторону «Спешка» и «усилия» ценятся в программировании совсем не так высоко, как на уроках физкультуры. Спешка - это дополнительные, ненужные усилия. Она указывает на активность, но не на выполнение работы. Движение нетрудно спутать с прогрессом, а занятость с продуктивностью. Главную роль в эффективном программировании играет мышление, а размышляющие люди обычно не кажутся занятыми. Если бы я видел, что какой-то программист постоянно занят, я подумал бы, что он - неважный программист, потому что он не использует свой наиболее ценный инструмент, которым, как известно, является голова.

33.8. Свойства, которые менее важны, чем кажется

Помимо спешки есть и другие свойства, уместные в других областях жизни, но не особо эффективные при разработке ПО.

Настойчивость

Как и большинство подобных субъективных понятий, настойчивость в зависимости от обстоятельств может быть и достоинством, и недостатком и обозначается разными словами. Если вы хотите считаете ее плохим качеством, вы называете ее «упрямством», а то и «ослиным упрямством». Если вы желаете придать ей хороший оттенок, можете назвать ее «упорством».

Как правило, при разработке ПО настойчивость принимает форму ослиного упрямства, т. е. пользы не приносит. Настойчивое стремление довести код до ума с использованием одного подхода трудно признать достоинством. Попробуйте перепроектировать класс, перепишите код или вернитесь к проблеме позже. Если один подход не работает, самое время испытать другой (Pirsig, 1974).



% tmmu О настой- время отладки иногда очень увлекательно отслеживать чи80сти при отладке €м. подраз- надоедливую ошибку четыре часа, но, если в течение како-дея «Советы т поиску принйи го-то времени (скажем, 15 минут) вы не добиваетесь про-дефектов» раздела 2S.2. гресса, обычно лучше отложить поиск ошибки. Позвольте

своему подсознанию немного поработать над проблемой. Попробуйте подумать об альтернативном подходе, который вообще устранил бы проблему. Перепишите проблемный фрагмент кода с нуля. Вернитесь к нему со свежей головой. В борьбе с компьютерными проблемами нет ничего благородного. Лучше их избегать.

Трудно сказать, когда отложить работу, но очень важно, чтобы вы спрашивали себя об этом. Если вы чувствуете замешательство, задайте себе этот вопрос. Это не всегда означает, что пришло время сдаться, однако скорее всего это значит, что пора установить некоторые временные параметры: «Если я не решу эту проблему с использованием этого подхода в следующие полчаса, я проведу 10-минутный „мозговой штурм" в поиске других подходов и попробую в течение следующего часа самый лучший из них».

Опыт

По ряду причин важность практического опыта в сравнении с книжным образованием в области разработки ПО не столь велика, как во многих других областях. В других областях базовые положения изменяются довольно медленно, вследствие чего люди, закончившие вуз с интервалом в 10 лет, обладают по сути одинаковыми знаниями. В отрасли разработки ПО даже основы претерпевают быстрые изменения. Человек, закончивший вуз через 10 лет после вас, вероятно, будет знать вдвое больше об эффективных методиках программирования. К программистам старшего возраста относятся с подозрением не только потому, что они якобы не имеют представления об отдельных технологиях, а потому, что они, возможно, никогда и не сталкивались с базовыми концепциями программирования, распространившимися после того, как они закончили вуз.

В других областях текущие знания человека о работе будут служить ему и завтра. Что до разработки ПО, то, если программист неспособен пересматривать привычные способы мышления, приобретенные им при использовании предыдущего языка программирования, или методики оптимизации кода, работавшие на старом компьютере, наличие опыта окажется худшим вариантом, чем его полное отсутствие. Многие программисты тратят время на подготовку к завершившейся битве, а не предстоящей. Если вы не изменяетесь вместе со временем, опыт скорее вредит, чем помогает.

Кроме того, опираясь на собственный опыт, люди часто делают неверные выводы. Трудно объективно оценить свою жизнь. Вы можете упустить из виду ключевые элементы своего опыта, которые подтолкнули бы вас к другим выводам, если бы вы их учли. В этом смысле могут помочь книги о работе других программистов, потому что так вы узнаете опыт других людей, достаточно очищенный, чтобы его можно было изучить объективно.

Стоит упомянуть также абсурдное внимание к объему опыта программистов. «Нам нужен программист, обладающий 5-летним опытом программирования на С» -



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 [268] 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294



0.0082