Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 [271] 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Сутью соглашений кодирования также является преимущественно снижение сложности. Стандартизуя решения о форматировании, циклах, именах переменных, нотациях моделирования и т. д., вы освобождаете умственные ресурсы, которые пригодятся вам для концентрации на более сложных аспектах программирования. Одна из причин таких жарких споров по поводу соглашений кодирования состоит в том, что выбор того или иного варианта по сути произволен, хотя и имеет некоторую эстетическую основу Наиболее страстно люди спорят о самых небольших различиях соглашений. Соглашения наиболее полезны, когда освобождают вас от принятия и защиты несущественных решений, и менее ценны, если налагают ограничения в более важных областях.

Особенно мощным средством управления сложностью является абстракция в разных проявлениях. Программирование развивается преимущественно за счет повышения абстрактности программных компонентов. Фред Брукс утверждает, что самым крупным достижением в компьютерных науках можно считать переход от машинного языка к высокоуровневым языкам: он освободил программистов от забот об особенностях отдельных устройств и позволил сосредоточиться на самом программировании (Brooks, 1995). Другим важным достижением стало изобретение методов, за которыми последовали классы и пакеты.

Функциональное именование переменных, отвечающее на вопрос «что?» уровня проблемы, а не «как?» уровня реализации, повышает уровень абстракции. Если вы говорите: «Я выталкиваю элемент из стека, получая данные о самом последнем сотруднике», - абстракция может избавить вас от выполнения умственного этапа «Я выталкиваю элемент из стека». Вы просто говорите: «Я получаю данные о самом последнем сотруднике». Эта выгода невелика, но если вы пытаетесь сократить диапазон сложности, простирающийся от 1 до 10, важен каждый шаг к цели. Использование именованных констант вместо литералов также повышает уровень абстракции. Объектно-ориентированное программирование обеспечивает уровень абстракции, относящийся одновременно и к алгоритмам, и к данным, который функциональная декомпозиция сама по себе обеспечить не может.

Короче, главная цель проектирования и конструирования ПО - укрощение сложности. Снижение сложности лежит в основе многих методик программирования, и, наверное, его можно считать самым важным условием эффективного программирования.

34.2. Анализируйте процесс разработки

Вторая красная нить, проходящая через всю эту книгу, - подчеркивание на удивление большой важности используемого вами процесса разработки ПО. В небольшом проекте качество программы сильнее всего зависит от таланта конкретного программиста, а успешность программиста частично определяется используемыми им процессами.

В проектах, реализуемых с участием более одного программиста, более важную роль играют организационные характеристики, а не индивидуальные навыки. Даже если у вас отличная группа, ее коллективная способность не эквивалентна сумме способностей отдельных членов. Именно способ совместной работы определяет.



суммируются способности отдельных программистов или одна вычитается из другой. Используемый группой процесс - вот от чего зависит, будет ли работа конкретного программиста повышать или понижать эффективность работы остальных членов группы.

ЩщетшятютОотыт PP важности процесса разработки может служить повышению стабильности тре- обеспечение стабильности требований до начала проекти-бований см. в разделе 3.4, о рования и кодирования. Если вы не знаете, что создаете, вы различиях подходов к раэработ- не можете это хорошо спроектировать. Если требования, а ке - раздел 12. позднее и проект, изменятся во время разработки, код тоже

придется изменить, что может ухудшить качество системы.

«Конечно, - скажете вы, - но в реальном мире требования никогда не бывают по-настоящему стабильными, поэтому данный пример неуместен». Опять-таки используемый вами процесс определяет, насколько стабильны ваши требования и насколько стабильными они должны быть. Если вы хотите сделать требования более гибкими, вы можете использовать инкрементную разработку, планируя поставить ПО заказчику несколькими частями, а не все сразу. Именно внимание к процессу и используемый вами процесс в конечном счете определяют успех или неудачу проекта. Данные табл. 3-1 (см. раздел 31), ясно говорят, что ошибки в требованиях гораздо дороже ошибок конструирования, поэтому концентрация на этой части процесса влияет также на стоимость и график выполнения проекта.

Серьезным программистам я принцип осознанного внимания к процессу справед-

хочу сказать: уделяйте часть ра- Д- проектирования. Перед началом стройки нужно

бочего дня изучению и улучшб создать надежный фундамент. Если вы начнете писать код, нию собственных методик. Хотя не завершив создания фундамента, изменить архитектуру сипа программистов всегда давит стемы будет труднее. Программисты будут дорожить уже какой-то будущий или прошед-

ший крайний срок, методологи* написанным кодом. Трудно избавиться от плохого фунда-ческая абстракция - мудрая мента, если вы начали возводить на нем здание, долговременная инвестиция. Процесс разработки важен в первую очередь потому что ка-РШрт К Фтйд чество должно встраиваться в ПО с самого начала. Это про-(йоЬвП W. Floyd) тиворечит давней «мудрости», согласно которой вы можете написать сколь угодно плохой код и устранить все ошибки на этапе тестирования. Это заблуждение. Тестирование может только указать на отдельные дефектные области программы - оно не сделает вашу программу удобнее в использовании, более быстрой, компактной, удобочитаемой или расширяемой.

Преждевременная оптимизация - еще один изъян процесса разработки. Эффективный процесс подразумевает, что вы выполняете грубую работу в начале и тонкую в конце. Если бы вы были скульптором, вы придавали бы композиции общую форму и только потом начинали бы работать над отдельными деталями. Преждевременно выполняя оптимизацию, вы тратите время на полирование фрагментов кода, которые полировать не нужно. Вы можете отполировать фрагменты, которые и так достаточно малы и быстры, вы можете отполировать код, который позднее придется выбросить, и можете отказаться от выбрасывания плохого кода, потому что уже потратили время на его полировку. Всегда спрашивайте себя: «Делаю ли я это в правильном порядке? Что изменилось бы при изменении порядка?» Используйте адекватный процесс разработки и делайте это осознанно.



Низкоуровневые процессы тоже важны. Если вы пишете щщтйышОбтщв-псевдокод, после чего создаете соответствующий ему реаль- щщ раздел $4.8. ный код, вы используете все преимущества нисходящего

проектирования. Кроме того, так вы всегда будете иметь комментарии в коде, и потом вам не придется их писать.

Чтобы проанализировать общие и частные процессы, нужно сделать паузу и обратить внимание на то, как вы создаете ПО. Это время тратится с пользой. Программисты, руководствующиеся принципом «код - вот, что важно; сосредоточиваться надо на качестве кода, а не какого-то абстрактного процесса», поступают недальновидно, игнорируя горы экспериментальных и практических данных, свидетельствующих об обратном. Разработка ПО - процесс творческий. Если вы не понимаете сути этого процесса, ваш главный инструмент - мозг - часто работает вхолостую. Плохо организованный процесс заставляет тратить умственные ресурсы впустую, хорошо - позволяет извлечь из них максимальную выгоду.

34.3. Пишите программы в первую очередь для людей и лишь во вторую - для компьютеров

Ваша программа. Лабиринт нелогичных заключений, замусоренный замысловатыми хитростями и нерелевантными комментариями. Сравните с МОЕЙ ПРОГРАММОЙ.

Моя программа. Бриллиант детерминированной точности, воплотивший в себе совершенное равновесие между компактностью и эффективностью кода, с одной стороны, и превосходной удобочитаемостью, дополненной полным набором комментариев, - с другой. Сравните с ВАШЕЙ ПРОГРАММОЙ.

Стэн Келли-Бутл (Stan Kelly-Bootle)

Еще один лейтмотив данной книги - удобочитаемость кода. Общение с другими людьми - вот Святой Грааль самодокументирующегося кода.

Компьютерам все равно, насколько удобочитаем ваш код. Они вообще лучше читают двоичные команды, а не операторы высокоуровневых языков. Удобочитаемый код нужно писать для того, чтобы он был понятен людям. Читабельность положительно влияет на такие аспекты программы, как:

ПОНЯТНОСТЬ;

легкость выполнения обзоров;

уровень ошибок;

удобство отладки;

легкость изменения;

время разработки - следствие всего вышеперечисленного;

внешнее качество - следствие всего вышеперечисленного.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 [271] 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294



0.0024