Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [42] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Вариант 3: использовать неявные экземпляры (с большой осторожностью). Вы должны создать новый сервис - скажем, SetCurrentFont (fontid- при вызове которого заданный экземпляр шрифта делается текущим. После этого все остальные сервисы используют текущий шрифт, благодаря чему в них не нужно передавать параметр fontid. При разработке простых приложений такой подход может облегчить использование нескольких экземпляров данных. В сложных приложениях подобная зависимость от состояния в масштабе всей системы подразумевает, что вы должны следить за текущим экземпляром шрифта во всем коде, вызывающем методы Font\ разумеется, сложность программы при этом повышается. Каким бы ни был размер приложения, всегда можно найти более удачные альтернативы данному подходу.

Внутри АТД вы можете реализовать работу с несколькими экземплярами данных как угодно, но вне его при использовании языка, не являющегося объектно-ориентированным, возможны только три указанных варианта.

АТД и классы

Абстрактные типы данных лежат в основе концепции классов. В языках, поддерживающих классы, каждый АТД можно реализовать как отдельный класс. Однако обычно с классами связывают еще две концепции: наследование и полиморфизм. Можете рассматривать класс как АТД, поддерживающий наследование и полиморфизм.

6.2. Качественные интерфейсы классов

Первый и, наверное, самый важный этап разработки высококачественного класса - создание адекватного интерфейса. Это подразумевает, что интерфейс должен представлять хорошую абстракцию, скрывающую детали реализации класса.

Хорошая абстракция

Как я говорил в подразделе «Определите согласованные абстракции» раздела 5.3, под абстракцией понимается представление сложной операции в упрощенной форме. Интерфейс класса - это абстракция реализации класса, скрытой за интерфейсом. Интерфейс класса должен предоставлять группу методов, четко согласующихся друг с другом.

Рассмотрим для примера класс «сотрудник». Он может содержать такие данные, как фамилия сотрудника, адрес, номер телефона и т. д., и предлагать методы инициализации и использования этих данных. Вот как мог бы выглядеть такой класс

Пример интерфейса, формирующего хорошую абстракцию (С++) nepeqieeiHUfl осыш Примеры , , кода а зтой книге отформати-

class ЕшрЮуее { »сштьтт кон-

• венцйй, поддерживающей сход-

открытые конструкторы и деструкторы g Рлй щу нескольки-

Employee (); т языками. 06 атой конеенции

Employee( (и разных стилях кодирования)

FullName name, см.подраздел «Программирова-

St гing add ress, ние с иопользованнем ттш-String workPhone, »ьгко8>» раздела 11Л



String homePhone, Taxld taxIdNumber, JobClassification jobClass

virtual "EmployeeO;

открытые методы

FuUName GetNameO const;

String GetAddressO const;

String GetWorkPhoneO const;

String GetHomePhoneO const;

Taxld GetTaxIdNumberO const;

JobClassification GetJobClassification() const;

private:

Внутри этот класс может иметь дополнительные методы и данные, поддерживающие работу этих сервисов, но пользователям класса знать о них не нужно. Представляемая интерфейсом этого класса абстракция великолепна, потому что все методы интерфейса служат единой согласованной цели.

Интерфейс, представляющий плохую абстракцию, содержал бы набор разнородных методов, например:

Пример интерфейса, формирующего плохую абстракцию (С++)

class Program { public:

открытые методы

void InitializeCommandStackO;

void PushCommand( Command command );

Command PopCommand();

void ShutdownCommandStackO;

void InitializeReportFormatting();

void FormatReport( Report report );

void PrintReport( Report report );

void InitializeGlobalDataO;

void ShutdownGlobalDataO;

private:

Похоже, этот класс содержит методы работы со стеком команд, форматирования отчетов, печати отчетов и инициализации глобальных данных. Трудно увидеть связь между стеком команд, обработкой отчетов и глобальными данными. Интерфейс такого класса не формирует согласованную абстракцию, и класс обладает плохой



связностью, в данном случае методы следует реорганизовать в более четкие классы, интерфейсы которых будут представлять более удачные абстракции.

Если бы эти методы были частью класса Program, для формирования согласованной абстракции их можно было бы изменить так:

Пример интерфейса, формирующего более удачную абстракцию (С++)

class Program { public:

открытые методы void InitializeUserInterface(); void ShutDownUserInterface(); void InitializeReports(); void ShutDownReportsO;

private:

В ходе очистки интерфейса одни его методы были перемещены в более подходящие классы, а другие были преобразованы в закрытые методы, используемые методом InitializeUserlnterfaceO и другими методами.

Данный способ оценки абстракции класса основан на изучении открытых методов класса, т. е. его интерфейса. Однако из того, что класс в целом формирует хорошую абстракцию, вовсе не следует, что его отдельные методы также представляют удачные абстракции. Рекомендации по проектированию методов см. в разделе 7.2.

Чтобы ваши классы имели высококачественные абстрактные интерфейсы, соблюдайте при их проектировании следующие принципы.

Выражайте в интерфейсе класса согласованный уровень абстракции

Классы полезно рассматривать как механизмы реализации абстрактных типов данных, описанных в разделе 6.1. В идеале каждый класс должен быть реализацией только одного АТД. Если класс реализует более одного АТД или если вам не удается определить, реализацией какого АТД класс является, самое время реорганизовать класс в один или несколько хорошо определенных АТД.

Так, следующий класс имеет несогласованный интерфейс, потому что формируемый им уровень абстракции непостоянен:

Пример интерфейса, включающего разные уровни абстракции (С++)

class EmployeeCensus: public ListContainer { public:

открытые методы



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [42] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294



0.0024