Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 [50] 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Вот некоторые другие аспекты классов, во многом зависящие от языка:

поведение переопределенных конструкторов и деструкторов в дереве наследования;

поведение конструкторов и деструкторов при обработке исключений;

важность конструкторов по умолчанию (конструкторов без аргументов);

время вызова деструктора или метода финализации;

целесообразность переопределения встроенных операторов языка, в том числе операторов присваивания и сравнения;

управление памятью при создании и уничтожении объектов или при их объявлении и выходе из области видимости.

Подробно эти вопросы мы рассматривать не будем, но в разделе «Дополнительные ресурсы» я указал несколько хороших книг, посвященных конкретным языкам.

6.6. Следующий уровень: пакеты классов

В настоящее время использование классов - лучший спо-

Щщшня ссылка О разли-

соб достижения модульности. Однако модульность - обшир-

пая тема, и она никак не ограничивается классами. В по- см. также подраздел «Уровни

следние десятилетия отрасль разработки ПО развивалась во проектирований» раздела 5.2.

многом благодаря увеличению агрегаций, с которыми нам

приходится работать. Первой агрегацией были операторы, что при сравнении с машинными командами казалось в то время большим достижением. Затем появились методы, а позднее придуманы классы.

Ясно, что мы могли бы лучше выполнять абстракцию и инкапсуляцию, если бы имели эффективные средства агрегации групп объектов. Java поддерживает пакеты, а язык Ada поддерживал их уже десять лет назад. Если используемый вами язык не поддерживает пакеты непосредственно, вы можете создать собственные версии пакетов, подкрепив их стандартами программирования, такими как:

конвенции именования, проводящие различие между классами, которые можно применять вне пакета, и классами, предназначенными только для закрытого использования;

конвенции именования, конвенции организации кода (структура проекта) или и те, и другие конвенции, определяющие принадлежность каждого класса к тому или иному пакету;

правила, определяющие возможность использования конкретных пакетов другими пакетами, в том числе возможность наследования, включения или того и другого.

Это еще один удачный пример различия между программированием на языке и программированием с использованием языка (см. раздел 34.4).



Контрольный список: качество классов

Абстрактные типы данных

http: cc2e.coffl/0672 □ обдумали ли вы классы программы как абстрактные типы

I данных, оценив их интерфейсы с этой точки зрения?

Перекрестная 1ыдке Этот тн- Абстракция

трольиый список позволяет □ Имеет ли класс главную цель?

определить качество классов. □ удачное ли имя присвоено классу? Описывает ли оно главой шпах создания класса см. „г.г.о контрольный список «Процесс "У» •

программирования с псевдоко- Формирует ли интерфейс класса согласованную абстрак-дом» в главе 9. цию?

□ Ясно ли интерфейс описывает использование класса?

□ Достаточно ли абстрактен интерфейс, чтобы вы могли не думать о реализации класса? Можно ли рассматривать класс как «черный ящик»?

□ Достаточно ли полон набор сервисов класса, чтобы другие классы могли не обращаться к его внутренним данным?

□ Исключена ли из класса нерелевантная информация?

□ Обдумали ли вы разделение класса на классы-компоненты? Разделен ли он на максимально возможное число компонентов?

□ Сохраняется ли целостность интерфейса при изменении класса?

Инкапсуляция

□ Сделаны ли члены класса минимально доступными?

□ Избегает ли класс предоставления доступа к своим данным-членам?

□ Скрывает ли класс детали реализации от других классов в максимально возможной степени, допускаемой языком программирования?

□ Избегает ли класс предположений о своих клиентах, в том числе о производных классах?

□ Независим ли класс от других классов? Слабо ли он связан?

Наследование

□ Используется ли наследование только для моделирования отношения «является», т. е. придерживаются ли производные классы принципа подстановки Лисков?

□ Описана ли в документации класса стратегия наследования?

□ Избегают ли производные классы «переопределения» непереопределяемых методов?

□ Перемещены ли общие интерфейсы, данные и формы поведения как можно ближе к корню дерева наследования?

□ Не слишком ли много уровней включают иерархии наследования?

□ Все ли данные - члены базового класса сделаны закрытыми, а не защищенными?

Другие вопросы реализации

□ Класс содержит около семи элементов данных-членов или меньше? а Минимально ли число встречающихся в классе непосредственных и опосредованных вызовов методов других классов?

□ Сведено ли к минимуму сотрудничество класса с другими классами?

□ Все ли данные-члены инициализируются в конструкторе?



□ Спроектирован ли класс для использования полного, а не ограниченного копирования, если нет убедительной причины создания ограниченных копий?

Аспекты, специфические для языков

□ Изучили ли вы особенности работы с классами, характерные для выбранного языка программирования?

Дополнительные ресурсы

Классы в общем

Meyer, Bertrand. Object-Oriented Software Construction, 2d ed. -

New York, NY: Prentice Hall PTR, 1997. В этой книге Мейер http: cc2e.com/0679

рассматривает абстрактные типы данных и объясняет, как они

формируют основу классов. В главах 14-16 подробно обсуждается наследование. В главе 15 Мейер приводит довод в пользу множественного наследования.

Riel, Arthur J. Object-Oriented Design Heuristics. - Reading, MA Addison-Wesley, 1996. Эта книга включает множество советов по улучшению проектирования, относя-ш,ихся большей частью к уровню классов. Я избегал ее несколько лет, потому что она казалась слишком большой - воистину сапожник без сапог! Однако основная часть книги занимает только около 200 страниц. Книга написана доступным и занимательным языком, а ее содержание сжато и практично.

Meyers, Scott. Effective С++.- 50 Specific Ways to Improve Your

Programs and Designs, 2d ed. - Reading, MA: Addison-Wesley http: cc2e.com/0686

1998.

Meyers, Scott. More Effective С++.- 55 New Ways to Improve Your Programs and Designs. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1996. Обе книги Мейерса являются каноническими для программистов на С++. Они очень интересны и позволяют приобрести глубокие знания некоторых нюансов С++.

Java

Bloch, Joshua. Effective Java Programming Language Guide. -

Boston, MA: Addison-Wesley 2001. В книге Блоха можно найти http: cc2e.com/0693

много полезных советов по Java, а также описания более общих объектно-ориентированных подходов.

Visual Basic

Ниже указаны книги, в которых хорошо рассмотрена работа

с классами в контексте Visual Basic. http: cc2e.com/0600

Foxall, James. Practical Standards for Microsoft Visual Basic NET. ~ Redmond, WA: Microsoft Press, 2003.

Cornell, Gary, and Jonathan Morrison. Programming VB NET: A Guide for Experienced Programmers. - Berkeley, CA: Apress, 2002.

Harwell, Fred, et al. Professional VBNET, 2d ed. - Wrox, 2002.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 [50] 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294



0.0023