Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 [69] 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

9.1. Этапы создания классов и методов

К конструированию классов можно подходить по-разному но обычно это итеративный процесс создания общей структуры класса, создание списка его методов, их конструирование и проверка класса как единого целого. Создание класса может быть запутанным процессом (рис. 9-1), поскольку проектирование как таковое - тоже процесс запутанный (причины описаны в разделе 5.1).

Начало


-► Завершение

Рис. 9-1- Детали конструирования классов могут различаться, но обычно порядок действий такой

Этапы создания класса

Ниже перечислены основные этапы создания класса.

Создание общей структуры класса Проектирование класса связано с множеством отдельных вопросов. Определите функции класса, «секреты», скрытые в нем и точный уровень абстракции, предоставляемый интерфейсом класса. Определите, наследуется ли класс от другого класса и могут ли другие классы наследоваться от него. Определите основные открытые методы класса и спроектируйте все нетривиальные структуры данных, используемые им. Пройдитесь по всем этим пунктам столько раз, сколько необходимо для создания четкой структуры класса. Эти и многие другие вопросы подробно обсуждаются в главе 6.

Конструирование всех методов класса Определив на первом этапе основные функции класса, переходите к конструированию каждого отдельного метода. При конструировании отдельных методов обычно выясняется потребность в дополнительных методах (как более низкого, так и более высокого уровня), и вопросы, возникающие при их создании, приводят к необходимости пересмотра общей структуры класса.

Оценка и тестирование всего класса Обычно каждый метод тестируется при его создании. После того как класс в целом становится работоспособным, его нужно пересмотреть и протестировать как единое целое для выявления тех проблем, которые невозможно определить на уровне отдельных методов.




► Завершение

Рис. 9-2. Основные действия по созданию метода

Специалисты разработали множество подходов к созданию методов, но мой любимый - процесс программирования с псевдокодом - описан в следующем разделе.

9.2. Псевдокод для профи

Псевдокодом называют неформальную нотацию на естественном языке, описывающую работу алгоритма, метода, класса или программы. «Процесс программирования с псевдокодом» относится к конкретной методике применения псевдокода для эффективного создания кода методов.

Поскольку псевдокод напоминает естественный язык, разумно предположить, что любая перефразировка ваших мыслей, выполненная на нем, будет иметь одинаковый эффект. На практике же вы обнаружите, что некоторые стили псевдокода предпочтительней других.

Применяйте формулировки, в точности описывающие отдельные действия.

Избегайте синтаксических элементов языков программирования. Псевдокод позволяет проектировать на несколько более высоком уровне, чем код. Применяя конструкции языка программирования, вы мыслите на более низком уровне и теряете преимущества проектирования на высоком уровне, загружая себя ненужными синтаксическими ограничениями.

Этапы построения метода

Многие метода класса, такие как аксессоры или интерфейсы к другим классам, могут быть простыми и понятными для реализации. Реализация других будет сложнее, и для их создания требуется систематический подход. Основные действия по созданию метода - проектирование, проверка структуры, кодирование и проверка кода - обычно выполняются в такой последовательности (рис. 9-2):

Начало



Пикйешая сеыш Об уров- " Пишите псевдокод на уровне намерений. Описывайте НИХ тттшртпт под- назначение подхода, а не то, как этот подход нужно реали-раздл <*Вщы комментариев» зовать на выбранном языке программирования, раздела 32.4. щ Пишите псевдокод на достаточно низком уровне, так что-

бы код из него генерировался практически автоматически. Если псевдокод написан на слишком высоком уровне, могут возникнуть проблемы кодирования. Детализируйте псевдокод до тех пор, пока вам не покажется, что проще было бы написать код.

Написав псевдокод, вы окружаете его кодом, а псевдокод превращаете в комментарии программы. Если вы руководствуетесь перечисленными правилами создания псевдокода, комментарии в вашей программе будут полными и ясными.

Вот пример псевдокода, в котором нарушены практически все перечисленные правила:

Пример плохого псевдокода

увеличить номер ресурса на 1

выделить структуру dig посредством malloc

если mallocO возвращает NULL вернуть 1

вызвать OSrsrc init для инициализации ресурса

*hRsrcPtr = номер ресурса

вернуть О

Какие намерения описывает этот блок псевдокода? Трудно сказать, поскольку написан он плохо. Этот так называемый псевдокод плох потому, что включает конкретику целевого языка программирования: *bRsrcPtr (описание указателя, специфичное для языка С) и mallocQ (функция С). Этот блок псевдокода показывает, как будет написан код, а не описывает его назначение. Он вдается в излишние подробности: вернет ли процедура 1 или 0. Если посмотреть, можно ли превратить этот псевдокод в нормальные комментарии, видно, что толку от него мало.

А вот описание тех же действий на гораздо лучшем псевдокоде: Пример хорошего псевдокода

Отслеживать текущее число используемых ресурсов Если другой ресурс доступен

Выделить структуру для диалогового окна Если структура для диалогового окна может быть выделена Учесть, что используется еще один ресурс Инициализировать ресурс Хранить номер ресурса в вызывающей программе Конец «если» Конец «если»

Вернуть true, если новый ресурс был создан; иначе вернуть false

К сожалению, эти советы хорошо применимы лишь для псевдокода на английском языке или для случаев использования экзотических языков программирования с конструкциями, основанными на естественном языке, отличном от английского. - Пргш. перев.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 [69] 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294



0.003