Главная
Попытка заменить пчелу
Предложения советских рационализаторов
Радиоэлектронные собеседники животных
Роботехника в производстве и в быту
Тайна профессора Рентгена
Деталь сама себя обрабатывает и охлаждает
Желтый подводный робот
Ледяные корабли
Открытия и наблюдения советских ученых
Новаторская перевозка грузов
Перпетуум мобиле с Алексеем Воробьёвым-Обуховым
Пишущая машинка стенографирует и расшифровывает
Шахматная махина маэстро кэмпелена
Роторно-винтовые ледоколы
Русскому керосину - 160 лет
Спасение в воздушных просторах
Что умеют машины
|
Главная - Литература 16. Обмотки трансформаторов и дросселей Трансформаторы питания и дроссели радиолюбители наматывают обычно на каркасах из изоляционного материала. При наличии соответствующего опыта можно осуществлять и бескаркасную намотку. Каркасы изготовляют из гетинакса, текстолита или плотного картона, склеивая их части клеем БФ или густым шеллачным лаком. Применять столярный или концелярский клей не рекомендуется, так как эти клеи не влагоустойчнвы. Картонные части каркаса по окончании его изготовления следует покрыть изоляционным лаком или клеем БФ. Толщина стенок каркасов при напряжениях обмоток до 2 кв определяется пх механической прочностью; практически достаточно иметь толщину 1-1,5 мм. При напряжениях до 3 кв толшину следует увеличить до 2-2,5 мм и до 5 ке - до 3-4 мм. Ширина окна каркаса должна быть примерно на 1 мм больше ширины / сердечника. Высоту окна каркаса следует брать на 1,5- 2 мм больше размера В сердечника, иначе при сборке трудно будет вложить в окно сердечника требуемое количество пластин. Такие же размеры должна иметь гильза из изоляционного материала при бескаркасной намотке трансформатора или дросселя. В случае броневого сердечника высота щечек каркаса должна быть примерно на 1 мм меньше ширины окна сердечника /о, а в случае стержневого сердечника на 1-1,5 мм меньше половины ширины его окна. В случае сердечника из пластин по рис. 21, а и 21,6 или витого разрезного сердечника длины каркаса следует брать на 1 At.n меньше высоты окна сердечника. Каркас для обмоток трансформатора или дросселя с сердечником из пластин по рис. 21, в и г должен быть на 3-8 мм меньше высоты окна сердечника, иначе сердечник не удастся собрать - пластины не будут входить в окно каркаса. Чем больше размеры пластин, тем больше должно быть укорочение каркаса. Выбор провода. Проходящий по обмотке (обмоткам) ток нагревает ее. Тепло передается сердечнику. Внешние поверхности обмотки и сердечника излучают тепло в окружающий воздух. Чем больше плотность тока в обмотке / ("число ампер на квадратный миллиметр сечения провода) и чем меньше излучающие тепло поверхности, тем до большей температуры нагревается трансформатор (дроссель). С увеличением размеров последнего допустимая плотность тока уменьшается. Это вызывается тем, что относительно большое тело имеет меньшую величину отношения поверхности к объему, чем меньшее тело такой же формы. Поэтому трансформатор (дроссель) большего размера имеет на кубический сантиметр объема меньшую внешнюю поверхность, с которой рассеивается тепло, и плотность тока в обмотках при одинаковом перегреве должна быть меньше. При указанных в табл. 12 и 13 плотность тока в обмотках /40 [а/ммЦ температура трансформатора (дросселя) при длительной работе превышает температуру окружающего воздуха (перегрев) не более чем на 40° С. Например, трансформатор выпрямителя, температура внутри которого достигает 50° С, нагреется до температуры 50+40 = 90° С. При увеличении плотности тока прямо пропорционально увеличивается температура перегрева. Так, например, если указанные в таблицах плотности тока увеличить на 25%, перегрев ио 60 то Миллиамперы Рис. 25. График для определения минимально необходимого диаметра провода обмотки в зависимости от величины проходящего по ней тока. Тон обмотни достигнет 50° С (при температуре внутри конструкции выпрямителя 50° С трансформатор нагреется до 100° С). При конструировании трансформаторов, автотрансформаторов питания и дросселей с обмотками из проводов марок ПЭЛ, ИБО, ПБД, ПШД, ПЭЛШО и ПЭЛШД следует иметь в виду, что их температура не должна превышать 100° С. Для обмоток из проводов с теплостойкой изоляцией марок ПЭВ и ПЭТ предельная температура нагрева 125° С. Необходимо отметить, что обычно избегают применения обмоточных проводов с шелковой, а тем более с хлопчатобумажной изоляцией, поскольку эти провода имеют значительные внешние диаметры и поэтому габариты трансформаторов и дросселей получаются су- Рис. 26. Размещение обмоток на сердечниках. с - броневом;, б - стержневом. К - каркасы обмоток; О - оОмоткн; С - сердечники. ществеино большими, чем при использова.чии обмоточных проводов в эмалевой изоляции. Необходимый диа.метр провода обмотки d [мм] определяют по величине тока в ней / [а] и допустимой плотности тока / [а/ммЦ по формуле << = U3/-f . (24) Если же величина тока обмотки выражена в миллиамперах, то применяют формулу .,036 YJ- . (24а) Диаметр провода й по величине тока / и плотности тока / можно найти также по графику рис. 25. Когда стандартный диаметр провода отличается от вычисленного, применяют провод с ближайшим большим имею1цимся стандартным диаметром. Для внешних обмоток трансформаторов питания, например для наматьь.аемой сверху обмотки накала, поскольку условия их охлалдеиия наилучшие, можно допускать плотность тока на 15-20% 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 0.0037 |