Главная
Попытка заменить пчелу
Предложения советских рационализаторов
Радиоэлектронные собеседники животных
Роботехника в производстве и в быту
Тайна профессора Рентгена
Деталь сама себя обрабатывает и охлаждает
Желтый подводный робот
Ледяные корабли
Открытия и наблюдения советских ученых
Новаторская перевозка грузов
Перпетуум мобиле с Алексеем Воробьёвым-Обуховым
Пишущая машинка стенографирует и расшифровывает
Шахматная махина маэстро кэмпелена
Роторно-винтовые ледоколы
Русскому керосину - 160 лет
Спасение в воздушных просторах
Что умеют машины
|
Главная - Литература Требование максимальной экономичности судовой энергетической установки диктуется необходимостью получения высоких технико-экономических показателей. Однако в ряде случаев она рассматривается как необходимое условие разработки и создания компактной и легкой энергетической установки. В случае термоэлектрической установки с ядерным источником энергии, которая предназначена для обеспечения движения судна и снабжения электроэнергией общесудовых потребителей, приближенная количественная оценка эффективности может быть получена на основании следующих зависимостей: "Чо ~ 11эф11м. валПдв. пр, где т)о - итоговый к. п. д. энергетической установки и электродвижительного комплекса; "Пэф - эффективный к. п. д. энергетической установки; •Im. вал - коэффициент механических потерь на трение в подшипниках и дейдвудных сальниках валопровода; "Пдв. пр - пропульсивный к. п. д. движителя. Для ориентировочных оценок могут быть приняты Г1м. вал = 0,990 4-0,995; г]дв.пр = 0,50 0,70. Эффективный к. п. д. энергетической установки запишем в виде произведения Пэф - ПистПтрубПпреобрПс. нПсетиПдвиг, где т]ист - К- п. д. источника, характеризующий величину тепловых потерь в окружающую среду: т]„ст-0,990 4-0,995: "Птруб - к. П. д. контура теплоносителя, характеризующий потерю теплоты при транспортировке теплоносителя от источника энергии к термоэлектрогенератору: т]труб = 0,9800,990; "Ппреобр - приближенный к. п. д. процесса термоэлектрического преобразования энергии Чпрсобр - fT коэффициент, учитывающий затраты энергии, необходимой для обеспечения работы механизмов, оборудования и аппаратуры энергетической установки: г]е.„ =0,900-1,00; "Псети - коэффициент, учитывающий потери энергии в кабелях (Джоулевы потери на нагревание кабелей): г]сет„ = 0,950- 0,970; "Пдвиг - к. П. Д. двигателя постоянного тока в обычном конструктивном исполнении г]двиг = 0,900 0,950. Таким образом, для сугубо ориентировочных оценок эффективности главной судовой термоэлектрической установки могут быть использованы следующие зависимости: Г]о = (0,37 - 0,63) Тг-Гх 1П +гТср- г]эф - (0,75 - 0,90) • +гГср-1 г lAi г --т-I x (95) с точки зрения сокращения численности персонала, обслуживающего энергетическую установку, решающими факторами являются минимальный количественный состав и номенклатура оборудования и механизмов, а также возможность автоматизации регулирования и управления энергетической установкой. С учетом этих требований целесообразнее использовать комбинированные энергетические блоки, естественную или самопроточную циркуляцию теплоносителя и охлаждающей забортной воды, источников энергии, обладающих способностью к саморегулируемости, и т. д. Перечисленные требования, большинство которых по отношению к судовым термоэлектрическим установкам в настоящее время трудно охарактеризовать количественно, далеко не исчерпывают тех качеств, которыми должна обладать такая установка. § 17. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СУДАХ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ОХЛАЖДАЮЩИХ УСТРОЙСТВ И ТЕПЛОВЫХ НАСОСОВ Постоянное увеличение энерговооруженности судов обусловливается не только увеличением скоростей движения, но и возрастанием расходов энергии на оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения наиболее эффективного выполнения судном своих задач,- создания лучших условий для работы и отдыха команды и т. Д; Как в составе судовой энергетической установки, так и в составе оборудования общесудового назначения широко используются всевозможные теплообменные аппараты - испарители, охладители и подогреватели. Для иормальной жизнедеятельности команды на судах устанавливаются холодильные установки, устройства для кондиционирования воздуха, испарительные установки и другая аппаратура. Все эти системы и устройства помимо теплообменных аппаратов имеют в своем составе насосы, вентиляторы и трубопроводы, подчас отличаются сложностью и громоздкостью. В этой связи использование термоэлектрического метода преобразования энергии (имеются в виду термоэлектрические тепловые насосы, охлаждающие устройства и установки кондиционирования воздуха) в целом ряде случаев может оказаться весьма заманчивым и перспективным. Устройства и установки такого типа обладают рядом серьезных преимуществ перед устройствами и установками аналогичного назначения, которые используются в настоящее время. Прежде всего следует отметить простоту их схем и надежность в эксплуатации; простоту регулирования, управления, изменения режимов работы и большой моторесурс; возможность быстрого пуска и остановки и простоту обслуживания. Несмотря на отдельные недостатки, в частности меньшую по сравнению с обычными устройствами эффективность и относительно высокую стоимость, рассмотренные преимущества термоэлектрических устройств в ряде случаев могут оказаться определяющими [96], [99]. Особенности судовых термоэлектрических охлаждающих устройств и тепловых насосов можно уяснить, рассмотрев конструкции таких устройств, применяемых в настоящее время в стационарной энергетике и на судах. Методы термоэлектрического охлаждения или нагрева находят широкое применение в различных областях промышленности и энергетики. Всевозможные высоковакуумные ловушки для диффузионных насосов, термостаты, холодильники, установки кондиционирования воздуха, отопительно-охладительные агре- Рис. 114. Конструкция бытового термоэлектрического холодильника гаты, испарители 182 далеко не полный перечень термоэлектриче- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [59] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 0.0018 |