Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [59] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Требование максимальной экономичности судовой энергетической установки диктуется необходимостью получения высоких технико-экономических показателей. Однако в ряде случаев она рассматривается как необходимое условие разработки и создания компактной и легкой энергетической установки.

В случае термоэлектрической установки с ядерным источником энергии, которая предназначена для обеспечения движения судна и снабжения электроэнергией общесудовых потребителей, приближенная количественная оценка эффективности может быть получена на основании следующих зависимостей:

"Чо ~ 11эф11м. валПдв. пр,

где т)о - итоговый к. п. д. энергетической установки и электродвижительного комплекса; "Пэф - эффективный к. п. д. энергетической установки; •Im. вал - коэффициент механических потерь на трение в подшипниках и дейдвудных сальниках валопровода; "Пдв. пр - пропульсивный к. п. д. движителя. Для ориентировочных оценок могут быть приняты

Г1м. вал = 0,990 4-0,995; г]дв.пр = 0,50 0,70.

Эффективный к. п. д. энергетической установки запишем в виде произведения

Пэф - ПистПтрубПпреобрПс. нПсетиПдвиг,

где т]ист - К- п. д. источника, характеризующий величину тепловых потерь в окружающую среду:

т]„ст-0,990 4-0,995:

"Птруб - к. П. д. контура теплоносителя, характеризующий потерю теплоты при транспортировке теплоносителя от источника энергии к термоэлектрогенератору:

т]труб = 0,9800,990;

"Ппреобр - приближенный к. п. д. процесса термоэлектрического преобразования энергии

Чпрсобр - fT

коэффициент, учитывающий затраты энергии, необходимой для обеспечения работы механизмов, оборудования и аппаратуры энергетической установки:

г]е.„ =0,900-1,00;



"Псети - коэффициент, учитывающий потери энергии в кабелях (Джоулевы потери на нагревание кабелей):

г]сет„ = 0,950- 0,970;

"Пдвиг - к. П. Д. двигателя постоянного тока в обычном конструктивном исполнении

г]двиг = 0,900 0,950.

Таким образом, для сугубо ориентировочных оценок эффективности главной судовой термоэлектрической установки могут быть использованы следующие зависимости:

Г]о = (0,37 - 0,63) Тг-Гх 1П +гТср-

г]эф - (0,75 - 0,90) • +гГср-1

г lAi г --т-I x

(95)

с точки зрения сокращения численности персонала, обслуживающего энергетическую установку, решающими факторами являются минимальный количественный состав и номенклатура оборудования и механизмов, а также возможность автоматизации регулирования и управления энергетической установкой.

С учетом этих требований целесообразнее использовать комбинированные энергетические блоки, естественную или самопроточную циркуляцию теплоносителя и охлаждающей забортной воды, источников энергии, обладающих способностью к саморегулируемости, и т. д.

Перечисленные требования, большинство которых по отношению к судовым термоэлектрическим установкам в настоящее время трудно охарактеризовать количественно, далеко не исчерпывают тех качеств, которыми должна обладать такая установка.

§ 17. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СУДАХ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ОХЛАЖДАЮЩИХ УСТРОЙСТВ И ТЕПЛОВЫХ НАСОСОВ

Постоянное увеличение энерговооруженности судов обусловливается не только увеличением скоростей движения, но и возрастанием расходов энергии на оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения наиболее эффективного выполнения судном своих задач,- создания лучших условий для работы и отдыха команды и т. Д; Как в составе судовой энергетической установки, так и в составе оборудования общесудового назначения широко используются всевозможные теплообменные аппараты -



испарители, охладители и подогреватели. Для иормальной жизнедеятельности команды на судах устанавливаются холодильные установки, устройства для кондиционирования воздуха, испарительные установки и другая аппаратура.

Все эти системы и устройства помимо теплообменных аппаратов имеют в своем составе насосы, вентиляторы и трубопроводы,

подчас отличаются сложностью и громоздкостью.

В этой связи использование термоэлектрического метода преобразования энергии (имеются в виду термоэлектрические тепловые насосы, охлаждающие устройства и установки кондиционирования воздуха) в целом ряде случаев может оказаться весьма заманчивым и перспективным.

Устройства и установки такого типа обладают рядом серьезных преимуществ перед устройствами и установками аналогичного назначения, которые используются в настоящее время. Прежде всего следует отметить простоту их схем и надежность в эксплуатации; простоту регулирования, управления, изменения режимов работы и большой моторесурс; возможность быстрого пуска и остановки и простоту обслуживания.

Несмотря на отдельные недостатки, в частности меньшую по сравнению с обычными устройствами эффективность и относительно высокую стоимость, рассмотренные преимущества термоэлектрических устройств в ряде случаев могут оказаться определяющими [96], [99].

Особенности судовых термоэлектрических охлаждающих устройств и тепловых насосов можно уяснить, рассмотрев конструкции таких устройств, применяемых в настоящее время в стационарной энергетике и на судах.

Методы термоэлектрического охлаждения или нагрева находят широкое применение в различных областях промышленности и энергетики. Всевозможные высоковакуумные ловушки для диффузионных насосов, термостаты, холодильники, установки кондиционирования воздуха, отопительно-охладительные агре-


Рис. 114. Конструкция бытового термоэлектрического холодильника

гаты, испарители 182

далеко не полный перечень термоэлектриче-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [59] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93



0.0013