Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17

паратом этих устройств может быть как бесконтактны логический элемент, так и электрическое реле.

В схемах точной остановки электроприводов бескон тактные датчики могут использоваться как для подачи команды на переход к пониженной частоте вращения так и для окончательной остановки. Точная остановка обеспечивается применением специальных электрических схем, одна из которых будет рассмотрена ниже.


Рнс. 43. Индуктивный датчик ИКВ22: а - конструкция; б - схема включения

1

Индуктивные датчики ИКВ-22. Работа этих датчиков основана на принципе изменения индуктивного сопротивления катущек со стальным сердечником при изменении воздушного зазора в магнитной цепи. На стальной плите 1 (рис. 43,а) установлен магнитопровод 2 с двумя катушками 3, закрытый пластмассовой крышкой 4. С нижней стороны к плите крепятся два конденсатора 5 типа МБГП (один емкостью 15 мкФ, 200 В, второй -10 мкФ, 400 В). Конденсаторы закрыты силуминовой крышкой 6. Подключение кабеля производится через сальниковый ввод 7. На механизме устанавливается магнитный шунт 8, -размеры которого должны быть не менее: толщина 2 мм, ширина 80 мм, длина 140 мм. Воздушный зазор между магнитопроводом п шунтом равен б±4 мм.

Схема включения индуктивного датчика ИД и выход! ного реле Р приведена на рис. 43,6. Выходное реле нор 74

мально Ёключено и отключается в момент прохождений

магнитного шунта над датчиком, когда из-за изменения индуктивного сопротивления катушки наступает резонанс токов и ток через обмотку реле падает. Данные реле Р: тип МКУ-48, 12 В переменного тока, ток втягивания не более 0,45 А, ток отпадания не менее 0,1 А. Напряжение питания цепи датчик - реле 24 В переменного тока.

Рассмотрим, как осуществить схему точной остановки механизма с использованием индуктивных датчиков. Схема расположения датчиков для точной остановки в заданном положении О приведена на рис. 44,а. Двил{еиие к заданному положению возможно с двух сторон, поэтому устанавливаются два индуктивных датчика предварительного


Рис. 44, Точная остановка с помощью индуктивных датчиков: а, б, в - расположение датчиков и положения шунтирующей пластины; г - дифференциальная схема включения датчиков; 5 - узел включения контактора вп 6* -75



Снижения скорости ДВ/ и ЩИ. Слева и справа of позиции остано] ки О располагаются датчики точной остановки ДВ2 и ДН2.

В схеме управления (рис 44,г) используются два реле точно! остановки РТВ и РТИ, включенные через выпрямительные -мосты в цепи катушек индуктивных датчиков ДВ2 п ДН2. Питание датчиков осуществляется от трансформатора Тр. Датчики шунтируются конденсаторами Cl и С2. Поляризованное реле точной остановки РЮ (например, типа РП-5) включается на зажимы а я б. Реле РТО срабатывает, когда одни датчик ДВ2 или ДН2 перекрыт магнитным шунтом (рис. 44,а),

Рассмотрим в качестве примера случай движения слева направо (вперед). Когда магнитный шунт проходит над датчиком ДВ2, ток в цепи этого датчика уменьшается, реле РТВ отпадает, а на. зажимах а -б появляется напряжение. Размыкающий контакт РТВ в цепи реле РТО закрывается, реле РТО срабатывает. На рис. 44,(? показан узел включения контактора пониженной скороЛи в направлении вперед ВП. Контактор ВП включается в момент срабатывания реле РДВ} индуктивного датчика ДВ1. При включении реле РТО контакт РТО-В замыкается, замыкающий контакт РТВ с выдержкой времени открывается, и контроль за точной остановкой осуществляет реле РТО. Когда механизм окажется в заданном положении, оба датчика ДВ2 и ДН2 будут перекрыты шуитом (рис. 44,6). Токи в цепях катушек ДВ2 и ДН2 сравняются, разность потенциалов между точками а и б станет равной нулю. Реле РТО отпадет, контактор ВП отключится, и двигатель остановится.

Если механизм по инерции пройдет лишний путь и шунт ие будет перекрывать датчик (рис. 44,б), сработает реле РТВ и отпадет реле РТН. На катушке РТО появится напряжение обратной полярности, замкнется другой контакт РТО-Н, механизм на пониженной скорости включится-в направлении назад и после прихода в заданное положение остановится (этот узел схемы на рис. 44 не показан). Ложное включение контактора ВП в положении рис. 44,в исключается блокировочным реле РБВ, размыкающий контакт которого открывается прн подходе шунта слева к;датчику ДН2.

В металлургических цехах используют индуктивные датчики типа ИД-5, рассчитанные для работы при температуре окружающей среды до -(-80 °С и влажности до 100%. Допустимо присутствие токопрово-дящей пыли и окалины. В комплекте с датчиком применяют выходной полупроводниковый усилитель типа УИД-Ю. Выходная мощность усилителя (25 Вт) достаточна для включения широко распространен- • ных реле РЭВ-800, контакторов КП21 и МК-1, электропневматических вентилей ВВ-32 и т. д. Воздушный зазор между датчиком и контролируемым ферромагнитным объектом может достигать 30 мм. Размеры датчика ИД-5 187X170X70 мм, напряжение питания 220 В± ±15%, 50 Гц.-

Ма Металлорежущих ctaHkax иахоДят применение малогабаритные

путевые переключатели БСП-2 (с бесконтактным выходол). на леги-ческий элемент) и БРП (с выходом иа реле ПЭ-21, 24 В, 16 Ом). Переключатель БСП-2 состоит из дифференциально-трансформаторного датчика и полупроводникового триггера. Магнитная система первой катушки датчика зашунтирована стальной пластиной, а вторая катушка шунтируется при перемещении над ее магнитной системой связанного с механизмом плоского якоря. Катушки включены встречно. Если якорь находится над датчиком, индуктивные сопротивления катушек равны и выходной сигнал дифференциально-трансформаторного датчика равен нулю. При этом на выходе триггера появляется напряжение не менее 2,5 В, достаточное для срабатывания логического элемента. При отсутствии якоря над датчиком на триггер подается напряжение, возвращающее его в исходное состояние. Выходной сигнал переключателя при этом равен нулю. Выход переключателя БСП-2 при работе иа логический элемент серии «Логика-Т» необходимо шунтировать конденсатором емкостью 15 мкФ, 20 В.

Принцип действия переключателя БРП во многом аналогичен БСП-2. Внутри корпуса смонтированы индуктивный датчик (по схеме дифференциального трансформатора), триггер и усилитель. Вторичные катушки, имеющие разное число витков, включены встречно. По мере перекрытия якорем магнитной системы датчика сигнал уменьшается, а после изменения его фазы переключается триггер и срабатывает внешнее выходное реле (ПЭ-21, 24 В, 16 Ом). Якорь, закрепленный иа механизме, имеет размеры 80X15X3 мм. Зазор между якорем и датчиком 4 мм. Точность выключателей в номинальном режиме составляет ±0,5 мм, дифференциал срабатывания-не более 5 мм. При. колебаниях напряжения питания и температуры погрешность переключателей БСП-2 и БРП может достигать ± (2,5-нЗ,0) мм.

Для автоматизации металлорежущих станков используют также высокоточные индуктивные датчики типа ВКБ-21-18 с П-образным или плоским якорем. Полюсы встроенного трансформатора образуют разомкнутую электромагнитную систему. Рабочий воздушный зазор равен 0,1-0,15 мм. Выходное напряжение с вторичной обмотки трансформатора подается на дифференциальную измерительную схему, а затем иа транзисторный усилитель. Суммарная погрешность датчика при колебаниях температуры от 5 до 40 °С и напряжения от 85 до 110% номинального значения составляет ±(0,06-f0,15) мм, дифференциал срабатывания не превышает 0,4 мм. Максимальная скорость движения механизма равна 10 м/мии. Размеры датчика 62X34X24 мм.. Напряжение питания 12 В.

Специальные типы станочных прецизионных индуктивных датчиков с дифференциальной схемой имеют погрешность менее ±0,01 мм. К таким датчикам относится путевой бесконтактный выключатель типа ВПБ12, состоящий из блока датчиками электронного блока. В блок



датчика входят иидуктйвный рабочий датчик, индуктивный компёнба-циоииын датчик и печатные платы. На механизме устанавливается! управляющий ферритовый элемент. Напряжение питания 12 В постоянного тока. Максимальное расстояние воздействия - ие более 0,12 мм.

Основная погрешность по пути выключателя ВПБ12 равна 2,5-10- мм, суммарная предельная погрешность при изменении температуры на ±7,5 °С и напряжения питания на ±1% составляет 5-10~ мм. Дифференциал срабатывания - ие более 0,6 мм. На выходе датчика могут быть включены, элементы серий «Логика-Т» и «Логи-ка-И» или реле типа РПУ-0. Максимальный ток нагрузки выходного аппарата 0,16 А,

Шунт


Рис. 45. Генераторные датчики КВД-бМ (ПИЩ-б-1) (а) и КВД-25. (б)

Генераторные датчики. Датчики этого типа отличают-: ся компактностью и высокой точностью.- Хорошо зарекомендовали себя генераторные датчики серий КВД-6М и КВД-25 (щелевые), КВП-8 и КВП-16 (плоскостные). Они пригодны для использования при повышенной концентрации влаги и пыли. В корпусе из ударопрочного полистирола размещены элементы транзисторной схемы датчика (генератор и триггер). Герметизация выполнена компаундом холодного отвердения. Интервал рабочих температур - от --30 до -f 50 °С.

Датчик КВД выдает сигнал дискретной формы, когда через щель проходит металлическая пластина («фла-. жок»), вызывающая срыв генерации и переключение триггера. Ширина щели равна 6 мм у датчика КВД-6М и; 25 мм у датчика КВД-25.

Датчики КВП-8 и КВП-16 срабатывают при прохож-: дении мимо них металлической пластины на максимальном расстоянии соответственно 8 и 16 мм. На рис. 45 по-78

казаны датчики КВД-6Л1 и КВД-25. Принципиальная электрическая* схема генераторного датчика приведена на рис. 46.

Генератор колебаний собран на транзисторе Т1. В цепи базы включен колебательный контур L2-C1. Катушка обратной связи L1 подключена между коллектором и источником питания. При отсутствии металлической пластины в щели между обмотками L1 и L2 датчика КВД схема генерирует колебания. Выходной транзистор ТЗ усилите-


-~\ -

Усилитель

Рис. 46. Электрическая схема датчика КВД

ля при этом закрыт. При введении металлической пластины в щель датчика уменьшается коэффициент обратной связи, что вызывает срыв генерации. Выходной транзистор ТЗ открывается, и выходное реле или выходной логический элемент, включенный в цепи коллектора ТЗ, срабатывает.

/< логическому элементу

К-красный В-делый е-синий

Д22в

+ 126 -о

/?5М0м +24} -I--Ч-о

+Z4-S

к-А

К логичесно-,му элементу

?А1 :

>-1-0

i 1 у

.....-

Рис. 47. Схемы подключения логических элементов и выходных реле к датчику КВД-6М:

я - при напряжении питания 12 В; б - при напряжении питания 24 В



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17



0.0007