ЛЕДЯНЫЕ КОРАБЛИ

По-видимому, дрейфующие во льдах научные станции навели изобретателей из южного города Днепропетровска на мысль сделать теплоход из... льда.



«Титаник» — шедевр кораблестроения начала века, корпус которого при случайной встрече с айсбергом прорезан как ножом. И не только потому, что его масса несоизмеримо меньше массы гигантской ледяной глыбы, но и потому, что сделан он был из стали Моря и океаны сейчас бороздят тысячи крупных судов. Каждое строилось не меньше года, и хотя бы раз в год его нужно поставить в сухой док, посмотреть на состояние корпуса не оброс ли он моллюсками. И вот такое «вместилище» технического совершенства и человеческого труда, столкнувшись с рифом, айсбергом или другим «вместилищем», идет ко дну

Лед—идеальный материал для крупно-многотоннажного судна, утверждают изобретатели из Института технической механики АН Украины — заведующий отделом И В. Салли, заведующий лабораторией В. А. Дзензерский и старший инженер А. А Буряк.

Представьте судоверфь без обычного стапеля без огней электросварки, без скрежета стальных листов обшивки, без стука клепальных молотков.



Эта пока еще не существующая верфь больше похожа на строительную площадку для возведения дома из монолитного железобетона Опалубка— две плиты из пористого бетона стальная арматура — трубы, подключенные к холодильному агрегату. В эту опалубку заливается не бетонный раствор, а обыкновенная вода Залили слой воды — заморозили. Залили еще слой — снова заморозили. И так до самого верха, пока не получится трехслойный бутерброд — часть корпуса будущего ледяного судна. К первому блоку примораживается второй и т. д Не проходит и трех месяцев, как бригада в 20—30 человек заканчивает монтаж, вернее, намораживание корпуса судна, например, такого. как атомоход «Арктика». Одновременно идет монтаж прибывающего теплосилового и мореходного оборудования (для этого в пенобетоне предусмотрены фундаментные плиты и разные закладные детали). Теперь и тут сверкает сварка Но лед она растопить не может, поскольку он надежно изолирован пенобетоном На четвертый месяц заканчивается монтаж надпалубных построек, и о бетон-ледяной борт гигантского судна можно разбивать бутылку шампанского.

Конечно, на самом деле все будет не так просто и складно. Все трудности и неожиданности, с которыми встретятся строители первого ледяного корабля, сейчас и предвидеть невозможно, но некоторые вопросы авторам можно задать и сейчас.

Ну, хорошо* построили судно, спустили на воду, пусть даже холодную, Ледовитого океана. Но ведь сверху греет солнце, внутри мощные дизели работают, люди живут. Не растает ли постепенно ледяная начинка?

Как уже говорилось, в толще льда, между пенобетонными стенка/ли, оставлены трубы. Теперь они подключены к рефрижераторной установке, смонтированной на судне, и поддерживают в толще льда необходимую температуру. Даже не в арктических водах, а в теплых морях, при температуре забортной воды выше 25 градусов, при толще пенобетонных стенок в полметра, на судне водоизмещением более 100 ООО тонн, длиной в 200 метров и шириной в 50 мощность судовой холодильной установки не превысит 500—600 киловатт, а это лишь один процент мощности силовой установки, необходимой для движения такому судну.

А как насчет прочности? Ведь пенобетон хрупок, а лед — не железо7 Действительно, прочность льда по сравнению с металлом раз в сто меньше, Зато толщину борта можно сделать такой, что в целом прочность ледяного корабля превзойдет прочность стального, и он не потонет даже при столкновении с айсбергом, а уж пробоину не получит ни при каких обстоятельствах.

Но тогда получается, что будем возить по морю глыбы льда, а для полезного груза и места не останется?

В том то и дело, что чем толще будут стенки судна, тем больше будет и его грузоподъемность,- поскольку ледяные стенки станут работать как понтоны

Теперь о преимуществах. Изобретенный способ блочного изготовления плавучих сооружений из льда (а. с. № 861164) очень технологичен и выгоден. Энергозатраты по сравнению с необходимыми для строительства обычного корабля — мизерны Из льда можно строить не только корабли, но и плавучие аэродромы, морские буровые платформы, плавучие сооружения для изучения и промышленного использования морских глубин.



В таких сооружениях хозяйственные и бытовые помещения можно делать из не дефицитных материалов и прямо вмораживать в толщу льда. При необходимости эти сооружения можно разморозить в специальном водоеме, а все не ледяное оборудование (каркас, силовые установки и пр.) законсервировать. Наконец, в ледовый понтон можно вморозить обычное судно со всеми его службами, оборудованием и получить самоходный паром невиданной грузоподъемности А когда и такой понтон станет не нужным, его можно разморозить, и на плаву останется обычное судно.

Но самым главным преимуществом изобретатели считают то, что предложенным способом можно быстро соорудить флот любой тоннажности и в том месте, где он сейчас нужен.

В заключение Изобретатели — специалисты в области физики низких температур — работают в организации, которая не занимается конструированием ледовых сооружений. Все вышеизложенное основано на расчетах и данных о свойствах льда. Кто поможет рождению новых судов?