![]() |
![]() |
Главная
Попытка заменить пчелу
Предложения советских рационализаторов
Радиоэлектронные собеседники животных
Роботехника в производстве и в быту
Тайна профессора Рентгена
Деталь сама себя обрабатывает и охлаждает
Желтый подводный робот
Ледяные корабли
Открытия и наблюдения советских ученых
Новаторская перевозка грузов
Перпетуум мобиле с Алексеем Воробьёвым-Обуховым
Пишущая машинка стенографирует и расшифровывает
Шахматная махина маэстро кэмпелена
Роторно-винтовые ледоколы
Русскому керосину - 160 лет
Спасение в воздушных просторах
Что умеют машины
|
ЛЕДЯНЫЕ КОРАБЛИПо-видимому, дрейфующие во льдах научные станции навели изобретателей из южного города Днепропетровска на мысль сделать теплоход из... льда.![]() «Титаник» — шедевр кораблестроения начала века, корпус которого при случайной встрече с айсбергом прорезан как ножом. И не только потому, что его масса несоизмеримо меньше массы гигантской ледяной глыбы, но и потому, что сделан он был из стали Моря и океаны сейчас бороздят тысячи крупных судов. Каждое строилось не меньше года, и хотя бы раз в год его нужно поставить в сухой док, посмотреть на состояние корпуса не оброс ли он моллюсками. И вот такое «вместилище» технического совершенства и человеческого труда, столкнувшись с рифом, айсбергом или другим «вместилищем», идет ко дну Лед—идеальный материал для крупно-многотоннажного судна, утверждают изобретатели из Института технической механики АН Украины — заведующий отделом И В. Салли, заведующий лабораторией В. А. Дзензерский и старший инженер А. А Буряк. Представьте судоверфь без обычного стапеля без огней электросварки, без скрежета стальных листов обшивки, без стука клепальных молотков. ![]() Эта пока еще не существующая верфь больше похожа на строительную площадку для возведения дома из монолитного железобетона Опалубка— две плиты из пористого бетона стальная арматура — трубы, подключенные к холодильному агрегату. В эту опалубку заливается не бетонный раствор, а обыкновенная вода Залили слой воды — заморозили. Залили еще слой — снова заморозили. И так до самого верха, пока не получится трехслойный бутерброд — часть корпуса будущего ледяного судна. К первому блоку примораживается второй и т. д Не проходит и трех месяцев, как бригада в 20—30 человек заканчивает монтаж, вернее, намораживание корпуса судна, например, такого. как атомоход «Арктика». Одновременно идет монтаж прибывающего теплосилового и мореходного оборудования (для этого в пенобетоне предусмотрены фундаментные плиты и разные закладные детали). Теперь и тут сверкает сварка Но лед она растопить не может, поскольку он надежно изолирован пенобетоном На четвертый месяц заканчивается монтаж надпалубных построек, и о бетон-ледяной борт гигантского судна можно разбивать бутылку шампанского. Конечно, на самом деле все будет не так просто и складно. Все трудности и неожиданности, с которыми встретятся строители первого ледяного корабля, сейчас и предвидеть невозможно, но некоторые вопросы авторам можно задать и сейчас. Ну, хорошо* построили судно, спустили на воду, пусть даже холодную, Ледовитого океана. Но ведь сверху греет солнце, внутри мощные дизели работают, люди живут. Не растает ли постепенно ледяная начинка? Как уже говорилось, в толще льда, между пенобетонными стенка/ли, оставлены трубы. Теперь они подключены к рефрижераторной установке, смонтированной на судне, и поддерживают в толще льда необходимую температуру. Даже не в арктических водах, а в теплых морях, при температуре забортной воды выше 25 градусов, при толще пенобетонных стенок в полметра, на судне водоизмещением более 100 ООО тонн, длиной в 200 метров и шириной в 50 мощность судовой холодильной установки не превысит 500—600 киловатт, а это лишь один процент мощности силовой установки, необходимой для движения такому судну. А как насчет прочности? Ведь пенобетон хрупок, а лед — не железо7 Действительно, прочность льда по сравнению с металлом раз в сто меньше, Зато толщину борта можно сделать такой, что в целом прочность ледяного корабля превзойдет прочность стального, и он не потонет даже при столкновении с айсбергом, а уж пробоину не получит ни при каких обстоятельствах. Но тогда получается, что будем возить по морю глыбы льда, а для полезного груза и места не останется? В том то и дело, что чем толще будут стенки судна, тем больше будет и его грузоподъемность,- поскольку ледяные стенки станут работать как понтоны Теперь о преимуществах. Изобретенный способ блочного изготовления плавучих сооружений из льда (а. с. № 861164) очень технологичен и выгоден. Энергозатраты по сравнению с необходимыми для строительства обычного корабля — мизерны Из льда можно строить не только корабли, но и плавучие аэродромы, морские буровые платформы, плавучие сооружения для изучения и промышленного использования морских глубин. ![]() В таких сооружениях хозяйственные и бытовые помещения можно делать из не дефицитных материалов и прямо вмораживать в толщу льда. При необходимости эти сооружения можно разморозить в специальном водоеме, а все не ледяное оборудование (каркас, силовые установки и пр.) законсервировать. Наконец, в ледовый понтон можно вморозить обычное судно со всеми его службами, оборудованием и получить самоходный паром невиданной грузоподъемности А когда и такой понтон станет не нужным, его можно разморозить, и на плаву останется обычное судно. Но самым главным преимуществом изобретатели считают то, что предложенным способом можно быстро соорудить флот любой тоннажности и в том месте, где он сейчас нужен. В заключение Изобретатели — специалисты в области физики низких температур — работают в организации, которая не занимается конструированием ледовых сооружений. Все вышеизложенное основано на расчетах и данных о свойствах льда. Кто поможет рождению новых судов? |