ОТКРЫТИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ

ПОГИБШЕЕ БЛЮДЦЕ

Тонкое «блюдечко» из стали 40, несколько раз прогретое до температуры 900 градусов и медленно охлажденное, при очередном цикле остывания способно взлететь.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО - ЭТО...

В любой точке пространства каждое тело создает свой гравитационный потенциал.



Суммарный потенциал всех масс Вселенной — важнейшая характеристика вакуума.

Элементарные частицы, считает В. М. МИГУНОВ из г. 3 а- п о р о ж ь е не безразличны к этой фундаментальной «константе». Подобно тому, как любой спутник движется вокруг центральной массы со скоростью, заданной ее полем тяготения, содержимое элементарных частиц в некоем внутреннем «вращении», аналогичном спину, «движется» со скоростью, заданной суммарным гравитационным потенциалом. Интенсивность (скорость) этого движения характеризует электрический заряд, являющийся трансформатором гравитационного поля вселенной в электрическое поле частицы. Отсюда следует, что заряды всех частиц, находящихся в одинаковом потенциале, равны по величине.

Следуя В. Томсону, заявившему в прошлом веке: «Скажите мне, что такое электричество, и я объясню вам все остальное»,— автор дает новые объяснения известным фактам — от космологии до элементарных частиц — и предсказывает новые. Радиоактивность атомов, например, оказывается зависящей от гравитации. На звездах, имеющих большие массы, электрические заряды имеют большее значение, чем на Земле, поэтому нерадиоактивные на Земле элементы там будут распадаться. И чем тяжелее атомы, тем их будет меньше. И действительно, звезды состоят в основном из водорода и гелия, а Юпитер, имея большую массу, разогревается за счет ядерных реакций деления атомов.

МЫ — ПЛЕННИКИ ЧЕРНЫХ ДЫР!

И потому «не ради славы — ради жизни» во всей Вселенной мы должны вырваться из этого плена. Вот аргументы автора, инженера В. И. ЛИХАЧЕВА:

Если Ломоносов прав, каждая точка небесной сферы будет перекрыта бесчисленным количеством звезд, а все небо должно быть не просто ослепительным, а испепеляюще ярким. Но оно — черное!

Попытка преодолеть этот парадокс с помощью гипотезы о замкнутости ближайшей к нам части Вселенной не спасает. Ведь в этом случае наша метагалактика накапливала бы в себе энергию излучения, то есть мы должны были бы наблюдать не только действительные вне метагалактические источники, но и результаты многократного блуждания их излучения внутри замкнутой системы. Так почему же небо черное!

Представляется убедительным лишь единственное объяснение: все окружающее нашу метагалактику пространство, вся небесная сфера перекрыта черными дырами. Но, возразит астроном, в таком случае движение небесных тел определялось бы черными дырами. Именно они диктовали бы конфигурацию гравитационных полей. Но это же не так!

Да, это не так. Но лишь потому, что общепризнанное представление о наличии вокруг черных дыр гравитационного поля неверно! Черные дыры — это абсолютно изолированные объекты, как бы выпавшие из нашего пространства вместе со своим гравитационным полем. Но они не замкнуты снаружи и потому любые материальные образования, попавшие в объем, занимаемый черной дырой в нашем пространстве, внезапно там исчезают, теряя всякую, в том числе гравитационную, связь с нашим миром.

Черные дыры взрываются, не испаряются, а лишь расплёскиваются при взаимном соприкосновении. Вот тогда накопленная в них энергия изливается в наше пространство. Рождаются галактики. Затем они деградируют, пока их останки вновь не пройдут омоложения в беспредельном утилизаторе черных дыр.

Без вмешательства разума этот процесс фатален. Но человек должен взять на себя управление этим процессом! Задача невероятно трудна уже из-за сложности наблюдения за отдельными малоразмерными черными дырами. Но нельзя медлить. Мы не знаем, какое время отпущено нам для подготовки к встрече с коварными невидимками. Так посмотрите же в небо, люди! Оно — чёрное. Это — цвет опасности!

ЧТО НОВОГО ПОД ЛУНОЙ

Сила, вызывающая приливы, определяется почти по той же формуле, как и гравитационная, с той лишь разницей, что расстояние, стоящее в знаменателе, возводится вместо квадрата в куб. Солнце в 26 миллионов раз массивнее Луны, но Луна в 389 раз ближе к Земле, чем Солнце, и потому наш естественный спутник гонит волну, грубо говоря, вдвое сильнее. Приливообразующую силу в любой точке земной поверхности можно представить в виде двух составляющих, ориентированных соответственно по вертикали и по горизонтали. Вертикальная намного меньше горизонтальной, поэтому ее можно исключить из рассмотрения и считать, что приливы образуются только благодаря воздействию горизонтальной составляющей. Итак, Луне трудно поднимать воду океанов, и она стягивает ее с поверхности, образуя приливную волну. Так!

Однако проделаем следующий мысленный опыт. Пусть в шеренге бутылок находится раствор поваренной соли разной концентрации. В центральную бутылку налита простая вода, а по мере приближения к краям концентрация увеличивается. Первоначально уровень во всех сосудах был одинаковым, но если теперь открыть краники и сделать все сосуды сообщающимися, то уровни сдвинутся, образуя горб: более «тяжелые» соседние слои с краю потеснят более легкие центральные.

Перенося эту модель на натуру, получаем: под воздействием Луны слои воды, расположенные в «эпицентре», окажутся самыми «легкими», и бо¬лее удаленные и «весомые» приподнимут их, образуя приливной горб.



Заслуженный рационализатор РСФСР В. П. ЖИ ТЕНЕВ и инженер О Е ЕФРО СИНИН надеются привлечь к своей идее внимание специалистов

«Рядом с его именем нельзя поставить никого другого. Русский инженерный мир видел в нем своего вождя... Взоры всех обращались к Виктору Львовичу как к единственному, всеми признанному руководителю. В него верили все. На славном посту своем Виктор Львович работал 43 года, и нет такого глухого железнодорожного депо или заводика, в котором не было бы известно его имя. Поистине, он был отцом русских инженеров».

Такие отклики породило в российских научных и инженерно-технических кругах известие о смерти профессора В Л. Кирпичева.

Творческое наследие Кирпичёва — организатора и первого директора Харьковского и Киевского политехнических институтов, почетного члена Русского технического общества— сравнительно невелико — около 40 опубликованных работ. Современники отмечали, что он никогда не выступал (и по натуре своей не мог выступать) самостоятельным организатором каких-либо технических предприятий и не обладал в этой области теми талантами, которые прославили его учителя И. А Вышнеградского. Нет у него и таких имеющих мировое значение работ и открытий, которые создали, например, славу Д И. Менделееву. Административная работа В. Л Кирпичева, хотя и оставила яркий след в жизни крупнейших технических вузов Харькова и Киева, все же не могла бы дать и десятой доли той популярности, которую получило его имя.

Что же позволило ему занять такое место в русской инженерной среде, которое, по единодушному мнению, было совершенно исключительным?

Причина столь высокого научного и общественного авторитета Виктора Львовича объясняется удивительной отзывчивостью его ума и души. Причём и слово «отзывчивость» имеет здесь свой прямой практический смысл. Никто лучше него не мог оценить значение всякой новости, которую наука или техника вносили в прикладную механику — ту область, которой он посвятил свою деятельность, будь то новое открытие, изобретение, закон или даже новое социальное явление. В то же время В. Л. Кирпичев обладал органической потребностью и поразительной способностью, переработав это «новое» внутри себя с необычайной талантливостью, ясно, образно и увлекательно передавать самым широким кругам инженеров приобретенные упорной работой знания.

Он внес крупный вклад в разработку теории подобия, впервые сформулировал теорему «О подобии при упругих явлениях», или, как ее теперь называют, «закон подобия». Кирпичев первым в России произвел опыты по изучению упругих деформаций оптическим методом Виктор Львович положил начало отечественным исследованиям явлений усталости металлов — проблемы, составляющей основу современного машиностроения.

В 1903 г. ученый, создавший точные математические расчёты в машиностроении, автор принесших ему широкую известность работ: «Сопротивление материалов», «Учение о прочности построек и машин», «Основания графической статики», «Лишние неизвестные в строительной механике»,— публикует статью, на первый взгляд, нетипичную для представителя точных наук: «Значение фантазии для инженеров». Однако, по убеждению Кирпичева, без умения вносить в любое дело элемент фантазии инженер никогда не будет «настоящим творцом и останется просто обыкновенным комментатором науки и техники... Фантазия нужна математику, чтобы придумывать новые приёмы, новые построения Без нее он не будет двигаться вперёд, а только вертеться в кругу прежних идей... Именно богатство фантазии — самое поразительное качество великих изобретателей. Призывая инженеров мечтать и фантазировать, сам Виктор Львович никогда не замыкался в рамках «кабинетной науки». Он стремился быть в курсе всех событий в жизни России. Особенно его интересовали дела научно- технических обществ, проведение съездов представителей технических наук, работа инженерных объединений.

В этом году исполняется 70 лет со дня смерти Виктора Львовича Кирпичева, и книга А. Чеканова воспринимается как свидетельство высочайшего уважения к имени человека, который удивительно гармонично сочетал в себе силу научной творческой мысли, высокий моральный авторитет и безупречную гражданскую доблесть.

ПОДАРИЛИ МНЕ ШЕСТЬ СТУЛЬЕВ фабрики «Хаммер» — красивые, легкие. Но вскоре шипы раскачались, спинки стали проваливаться, сиденья падали. Пытался склеить, да бесполезно. Некоторые шипы обламывались, когда разбирал стул. Тогда я взял механический шприц, которым пользуются для автомашин или механических станков, вместо солидола заправил в него универсальный клей. К концу шприца припаял иглу от медицинского шприца, несколько укоротив ее. На иглу надел резиновое кольцо — сальник, чтобы между шприцем и мебелью не просачивался клей. В мебели сверлю отверстие против шипа, ввожу в него шприц и закачиваю клей до заполнения отверстия.

За час отремонтировал дома ЕСЮ мебель. Уже год стулья и кресла стоят прочно, садиться можно без опаски.

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

Сейчас краткосрочные прогнозы погоды (до трех суток) оправдываются на 82 процента. Каждый пятый прогноз—ошибочный Прогнозы на месяц точны лишь на 60 процентов. Резкие и длительные отклонения от «среднестатистического» климата вообще непредсказуемы — такие, например, как засухи 1972 и 1975 годов в СССР и 1976 года в Западной Европе.

Каждый правильный прогноз оценивался в одно очко Окончательный итог на фиксированном отрезке времени — 19.8 в пользу коровы Но что она улавливает из окружающей среды, чего не могут уловить метеоприборы,— неясно.

Сейчас известно более тысячи животных и растений, прогнозирующих погоду на короткие и длительные сроки

...Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии Голландцы открыли шлюзы и затопили поля и дороги.

Пройти было невозможно. Войска стали готовиться к отступлению. И вдруг генерал Шарль отдал приказ задержать отступление. Основанием для приказа послужило... поведение пауков: они начали энергично плести паутину, что делают лишь перед сухой и холодной погодой. И действительно через несколько дней ударили крепкие морозы, армия перешла по льду не только затопленные низины, но и реки, и вступила в Утрехт, крупный город в Голландии.

Перед дождем муравьи заделывают входы в муравейник. Некоторые южные виды муравьёв чуют погоду за 2—3 дня. За ними установили постоянное наблюдение. В течение года муравьи предсказали 22 изменения погоды, и в 20 случаях их прогноз оказался верным. Это 91 процент — результат, для профессиональных метеорологов пока недостижимый.

Первыми животными, оказавшими исключительно большую пользу научной метеорологии, стали, очевидно, медузы. Пример с ними хрестоматиен. Медузы чувствуют приближение шторма и спешат заблаговременно уйти в глубины. Для них это вопрос жизни и смерти Поведение медуз разгадал академик В. В. Шулейкин: они воспринимают инфразвук, рождаемый далеким штормом. После этого был создан прибор, усиливающий инфразвук и предвещающий шторм Сейчас инфразвуковой сигнализатор способен известить о надвигающемся шторме за пятнадцать часов и даже указать его мощность.

Здесь, в отличие от случая с коровой, мы знаем, что улавливают медузы. Но такое знание не всегда помогает. Мы знаем, к примеру, что самцы ночных бабочек способны отыскать самку за несколько километров. Знаем, что именно их привлекает: запах выделяемого самкой вещества. Hо на дальнем расстоянии самец получает не более одной молекулы этого вещества за несколько минут! И этого достаточно, чтобы определить верное направление. Подобная чувствительность приборам недоступна. «Датчики», созданные природой, вне конкуренции.

Возникла идея коль скоро сверхчувствительные рецепторы природой уже созданы, может, не следует их копировать, а стоит воспользоваться готовым материалом? Фантастика? О, нет. Поддерживать жизнь отъятых от организма клеток мы уже умеем, внутриклеточная хирургия тоже развивается успешно — из живой клетки сейчас удаляют хирургическим путем ядро или даже часть ядра.

Биоавтоматические системы уже созданы, правда, в них работают пока не отдельные клетки или органы живых существ, а целый организм: для обнаружения рудничного газа в шахтах в качестве детектора запахов служит... муха. Почуяв мельчайшее присутствие ядовитого и взрывоопасного газа, муха начинает беспокоиться и генерирует импульсы характерной формы. Эти импульсы улавливает электронная аппаратура, и анализатор немедленно включает сигнал тревоги Правда, пока что эта новейшая техника странным образом повторяет технику прадедовскую Тогда горняки брали с собой в шахту клетку с канарейкой и без хитрой электроники просто смотрели за поведением птицы.

Биоавтоматика перспективна не только для прогноза погоды или землетрясений, но и для контроля за загрязнением воздуха, воды, почвы.

С МОПЕДОМ — В ТРАМВАЙ

Наш земляк Н. Б. Папков собрал на базе складного велосипеда В-849 складной мопед, приспособив к нему вело двигатель Д-6- Вес получился не более 30 кг, скорость — до 35 км/ч. Переделал только рулевую колонку, в которую автор вварил дополнительную Г-образную трубку, связывающую ее с нижней частью рамы. Переднюю вилку пришлось подрессорить двумя пружинами, а двигатель закрепить на двух опорах хомутами. Подача топлива — самотеком от топливного бачка под задним багажником, несколько приподнятым. Хранить мопед можно в любой квартире, на балконе — места много не займет. В случае аварии с мопедом в сложенном виде пустят даже в городской транспорт.