Перевозка грузов

Самые красивые инженерные решения — это «сделанные из ничего», так сказать, чистой игрой воображения.



Примером можно считать «Комбитрайлер» финской фирмы «Холминг». Это цистерна, но не обычной формы, а низкая, прямоугольная, с плоским верхом. Такая конструкция позволяет, доставив жидкость и слив ее, на обратном пути использовать цистерну как платформу. В отличие от всех других цистерн «Комбитрайлер» не делает холостых пробегов. Он может взять 23 тонны жидкости или 21 тонну сухого груза.

На той же выставке другая финская фирма, «Ханккия», продемонстрировала молочную цистерну, разделенную на три отсека: этого достаточно, чтобы молоко при перевозке меньше пенилось и лучше сохраняло свои качества.

У рефрижераторов фирмы «Нярко» открывается не только задняя дверь, как обычно, но и вся боковая сторона. Это резко ускоряет выгрузку-погрузку: до любого ящика в кузове легко добраться. Если фургон разделен на отсеки, то, пока открыта дверь и выгружается один товар, другой не нагревается (или не охлаждается). Нехитрая, казалось бы, идея, но, во-первых, очень эффективная и, во-вторых,— что самое удивительное — никто раньше этого не делал.

Движущийся пол разгружает автомашину

Та же фирма «Нярко» показала два интересных кузова, позволяющих избегать ручного труда. У одного пол при разгрузке наклоняется на сторону, и груз высыпается сам. Другой практически моментально разгружается через заднюю дверь — продольно оси кузова движутся цепи, поперек которых укреплены металлические планки.



Когда они приходят в движение, любой сыпучий груз за счет внутреннего сцепления «выезжает» из кузова как единая масса. Тот же механизм, понятно, эффективен при загрузке и выгрузке ящиков.

Иную систему движущегося пола демонстрировала фирма «Блумхард» (ФРГ). Он состоит из прилегающих друг к другу узких металлических продольных планок, способных перемещаться в продольном же направлении. Принцип выгрузки-погрузки основан на том, что, когда движется только каждая третья планка, сила сцепления остальных с грузом удерживает его на месте. Когда же движется весь пол как единое целое, груз перемещается вместе с ним. Поэтому, чтобы груз поехал, скажем, назад, система работает следующим образом. В три движения все планки смещаются на 15 см вперед (за раз каждая третья), затем все они вместе подаются — уже вместе с грузом — на 15 сантиметров назад. Так возвратно-поступательное движение пола преобразуется в линейное движение груза. Грузовик длиной 12,4 метра (70 кубометров) разгружается за 5 минут. Скорость регулируется числом оборотов двигателя.



Годится и для сыпучих и для штучных грузов. Система может устанавливаться практически на всех машинах, а также и в складских помещениях.

На грузовики с резиновыми рессорами меньше налог

Западногерманская фирма «МАН» ставит на грузовики резиновые пневматические амортизаторы — цилиндры, внутрь которых накачан сжатый воздух. По сравнению с обычными листовыми рессорами пневматические лучше стабилизируют кузов. У грузовика более плавный ход, уменьшается износ шин примерно на треть, меньше воздействие на дорогу, и потому — немаловажное преимущество в условиях ФРГ — с грузовиков, имеющих такие амортизаторы, берут меньший сбор на ремонт дорог.

Фанерные кузова практичнее металлических

Финская фирма «Шоман» производит фанеру всех видов для всех целей. Из фанеры облицованной алюминием, делают фургоны рефрижераторов и других грузовых машин. При этом, во-первых, не требуется окраска, во-вторых, при случайных ударах кузов не деформируется, как металлический,— фанера амортизирует.

Рифленая поверхность фанеры делает ее отличным материалом для полов на фермах в производственных помещениях. Она теплая, не подвержена коррозии, не требует окраски, на ней не конденсируется влага, не скапливаете статическое электричество.

Фирма выпускает новый вид фанеры, которым хорошо отделывать полы и стены автобусов, репетиционных залов дл музыкантов, то есть она рекомендуется там, где нужна надежная звукоизоляция. Центральный слой этой фанеры — резина. Недавно фирма освоила производство фанеры... и стеклопластика.