Предложения советских рационализаторов

ПРИЗНАТЬ ПРОГРАММИСТОВ РАЦИОНАЛИЗАТОРАМИ

Даже специалисту, проработавшему много лет в области программного обеспечения ЭВМ, очень трудно понять, какие новые технические решения данного профиля могут быть признаны рацпредложениями на основании временных указании о порядке оформления подачи и рассмотрения заявления на рационализаторское предложение.



Первое впечатление, как признается все, кроме некоторых исключений, но на самом деле оговоркой «в частности» охвачен практически весь круг работ, проводимых в настоящее время в различных вычислительных центрах и отделах, связанных с ЭВМ

Из-за неясности формулировки Указаний и отсутствия соответствующих методик программные разработки часто не признаются рацпредложениями просто на всякий случай, во избежание ошибок, и многие серьезные технические решения остаются за чертой признания.

Стоимость программного обеспечения ЭВМ в настоящее время резко возрастает по сравнению с железками» На его создание и освоение тратится все больше времени и средств. Можно привести немало примеров, когда программные разработки несут очевидную вы! оду, которую можно оценить и в рубля» Так, например машинное время ЭВМ является очень денежно- емкой статьей (75 руб. за час для ЭКМ типа ЕС). Экономия даже небольшого его количества для каждой решаемой на вычислительном центре задачи в пересчете на годовой экономический эффект оборачивается внушительными суммами. Благодаря экономии машинного времени на меньшем количестве вычислительной техники можно решить большее количество задач, что гоже является Очевидной выгодой.

На наш взгляд, следует признавать рацпредложениями программные разработки, решающие такие задачи: повышение производительности ЭВМ путем доработки имеющихся программ, совершенствования операционных систем, улучшения труда оператора ЭВМ и т п.; экономия расхода материальных носителей информации: бумаги, перфоленты, перфокарт, магнитной ленты магнитных дисков; повышение при помощи программных средств надежности работы оборудования; сокращение времени разработки новых программ за счет универсализации типовых частей программного обеспечения

Расчет эффектов следует проводить, исходя из затрат машинного времени до и после внедрения, стоимости сэкономленных материальных носителей и фонда заработной платы, сокращения времени разработки новых задач

ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

Хорошо известно, что рацпредложения внедряются гораздо лучше, чем изобретения. Причин тому много и большинство их тоже хорошо известно, но сейчас мне хочется сказать еще об одной, на которую до Сих пор почему то не обращали внимания.

Заявление на рацпредложение начинается слогами «Руководителю предприятия...» Оно имеет конкретный адрес и предприятие в кратчайший срок решает, использовать у себя это предложение или нет. То есть разница в том что рацпредложение само приходит к пользователю. Руководитель организации не может просто отмахнуться от него.

Ничего подобного нет в случае изобретения Оно никому не адресовано, принадлежит всем, то есть никому, завод не поставлен перед необходимостью объяснять, почему он данное и изобретение не внедряет.

Наверное это одна из причин, почему количество впер вые использованных изобретений составляет всего лишь 15—20 процентов от числа еже годно регистрируемых. Доля принятых к использованию рацпредложений в несколько раз выше.

Положение это на мой взгляд, можно изменить Немало случаев когда техническое решение сначала выступает как рацпредложение а уж потом подается заявка на изобретение. Нужно сделать это правилом

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Процедура представляется такой. Автор направляет заявку во ВНИИГПЭ, получает приоритетную справку и указывает присвоенный номер е заявлении не рацпредложение которое подает предприятию, выпускающему изделие в котором может быть использовано его решение Предприятие вы¬ носит решение по этому предложению и направляет копию удостоверения на рацпредложение во ВНИИГПЭ. рядом с номером удостоверения указывая номер заявки Это служит свидетельством того что у изобретения есть предприятие- изготовитель, и в случае получения копии акта об использовании и признания технического решения изобретением предприятие получает определённые льготы. Это могли бы быть, скажем повышенные отчисления на выплату премии за содействие

Такой порядок значительно расширит круг предприятий использующих новшества задолго до появления их в бюллетене изобретений. Основа для такого предложения есть, как показывает анализ бюллетеня «Внедренные изобретения», примерно пятьдесят процентов изобретений внедряются в период их рассмотрения во ВНИИГПЭ, то есть имея еще статус рацпредложения.

НЕВОЗМЕЩЕННЫЕ УБЫТКИ

Закон предусматривает материальную ответственность предприятии за несвоевременнную выплату вознаграждения по использованным изобретениям. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в статье 4 указывают, что в результате использования изобретении возникают гражданские права и обязанности, согласно которым, как определено в статье 33 Основ, предприятие являющееся в данном случае должником, обязано уплатить вознаграждение Автор изобретения, согласно статье 111 Основ имеет право получить это воз-награждение.

В той же статье 33 Основ указано, что обязанность должна быть исполнена в установленный законом срок. В частности, выплата вознаграждения должна производиться в сроки, приведенные в п. 116 Положения, то есть в течение двух месяцев. При «ненадлежащем исполнении обязательств», а просрочка в выплате таковым и является, согласно статье 35 Основ предприятие обязано возместить автору изобретения убытки — доходы, которые он получил бы, если бы вознаграждение было выплачено вовремя.

Действительно, если автор изобретения вовремя получил вознаграждение и сдал его на хранение в сберкассу то он получает доход в виде процентов. В Гражданском кодексе Украинской ССР, например, в статье 214 размер убытков при ненадлежащем исполнении определен равным трем процентам годовых с просроченной суммы

Следовательно, предприятия не вовремя уплатившие изобретателю вознаграждение помимо суммы вознаграждения обязаны возместить автору размер убытков.

До настоящего времени в этой части закон не нашел себе применения Его реализация, несомненно, повысит ответственность предприятии за соблюдение сроков и станет действенной мерой стимулирования изобретательской деятельности.

ТРЕТИЙ— НЕ ЛИШНИЙ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ САМ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ПЕРЕВОЗОК . Железнодорожники говорят, что могли бы перевезти гораздо больше грузов, если б не перевозили воздух И действительно, на иную платформу можно погрузить тонн восемьдесят. а едут на ней два грузовых автомобиля общим весом чуть больше десяти тонн. Но в длину больше не умещается, в ширину гоже, разве что в высоту друг на друга. В два яруса возят и «Жигули». На автомобильных дорогах появились «дрессированные» грузовики, попарно перегоняемые транзитом с мест рождения к месту службы. Они напоминают собачек, которые шествуют по арене цирка на задних лапах, положив передние друг другу на спину. Грузополучатели, если находятся не очень далеко от завода изготовителя и не хотят попадать в зависимость от железной дороги, этим способом пользуются. А грузоотправители — никогда, поскольку невозможно на каждую пару машин посадить водителя.

Более половины грузовых автомобилей нашими автозаводами выпускаются в виде шасси (без кузовов) Это для того, чтобы можно было оборудовать грузовик полуприцепом автоцистерной, самосвальным или иным специальным кузовом.

Пока завод и железная до рога работают ритмично, все в порядке. Но вот по какой- то причине не пришёл под загрузку очередной состав. На следующий день на товарной площадке ожидают погрузки уже не тридцать, а шестьдесят машин Еще день и уже некуда ставить сходящие с конвейера грузовики.

Примерно в такой ситуации оказались на КамАЗе командированные сотрудники Ульяновского научно-исследовательского и проектно- технологического института машиностроения. Кому-то из них и пришла в голову простая, как колесо, схема. Набросать ее на бумаге, и минуты не ушло. Два задних колеса одной машины, вверху, между ними — передние колеса, чуть поодаль задние колеса третьей машины, а между ними задние колеса той, что сверху. На проверку идеи тоже много времени не понадобилось.



Расположили два шасси кабинами в противоположные стороны, подсунули под колес а башмаки, чтобы машины не разъехались, подогнали кран и проделали, как было задумано Тут уж всем стало ясно что составив автомобили в пирамиду, их не только складировать удобно (когда на площадке места мало) но и перевозить. При этом не нужно переоборудовать ни железнодорожную платформу, ни автомобильное шасси И никаких фиксирующих конструкций не нужно. Десяток тросовых или проволочных расчалок да четыре поперечных деревянных бруса, протолченных к полу платформы, чтоб нижние машины не разъехались, и чтобы не нужно было каждый раз при установке на платформу замерять расстояние между их задними колесами.

Словом, никаких капиталовложений. Сплошная экономия! Такие изобретения внедряются г ходу. Тут оба завода и железнодорожное ведомство мигом договорились друг с другом. Провели испытания на соударения загруженных платформ. Теперь арендует железнодорожные платформы на треть меньше и зарабатывает на этом более 400 тысяч рублей. Нефтекамский завод автосамосвалов принимает и обсуживает' платформ меньше, чем прежде. Железная дорога нежданно нагадано получает дополнительно несколько тысяч платформ, которые может передать в аренду другим заказчикам. Нетрудно подсчитать экономию по стране при выпуске нескольких сотен тысяч автомобильных шасси, если перевозка новым способом дает почти полмиллиона. А как на КамАЗе — уже подсчитали?

СВАРКА

ВЗГЛЯД НА СВАРКУ ЧЕРЕЗ ПРОПЕЛЛЕР

ВРАЩАЮЩАЯСЯ КРЫЛЬЧАТКА ЗАЩИЩАЕТ ОБЪЕКТИВ, СЛЕДЯЩИЙ ЗА СВАРКОЙ. ОТ БРЫЗГ РАСПЛАВЛЕННОГО МЕТАЛЛА

В истории с варки было несколько революций. Первая — замена куска проволоки, обмазанного мелом, настоящим электродом. Вторая — появление автоматической механической сварки под флюсом. Третье — сварка посредством защитных газов. Четвертая... Четвертая революция назрела, когда столкнулись с необходимостью сваривать в таких местах, где сварщик либо уместиться не может, либо его присутствие исключено по соображениям техники безгласности. Сварочному автомату с дистанционным управлением самым сложным оказалось видеть привариваемый стык, электрод сварочную дугу и ванну расплавленного металла. Оптический глаз уязвим. Когда в Научно- исследовательском и конструкторском институте монтажной технологии смонтировали телевизионную следящую систему через несколько минут кегли расплавленного металла покрыли стекло камеры плотным светонепроницаемым слоем. Инженеры определили скорость полета брызг металла, размеры капелек, их массу, и стало ясно, что о защите оптики стеклом и речи быть не может, поскольку расстояние от сварной дуги до защитного стекла капли пролетают так быстро что, не успеют остыть, прилипают к нему. Сдувать капли в сторону струей воздуха? Для этого скорость воздушной струи должна быть, по крайней мере, вдвое больше, чем скорость капель. Такая струя буде сдувать в сторону и защитный газ так, что вообще никакой сварки не получится.

Кто-то вспомнил про винт самолёта. Он вращается настолько часто, что плоскость вращения становится совершенно прозрачной. Установили крыльчатку с двенадцатью лопатками При частоте вращения 4 000 об/ мин она за пять часов не пропустила "и одной брызги, и при этом ОТЛИЧНО было видно сварочную ванну. Проблема решена!

Устройство может быть применёно к любому сварочному автомату с дистанционным управлением.

ЛИТЕЙНОЕ ДЕЛО. СТЕРЖЕНЬ РАЗУМНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Если литейный стержень сделать из материала, обладающего эффектом памяти, его можно использовать 100 миллионов раз.

Литейные стержни изготовляют миллионами, потому что служат они только один раз. В перечне «горячих» профессии рядом с литейщиком значите и стерженщица Профессия эта традиционно женская, хотя не из легких. Да и не очень приятно изготовлять вещь, которая тотчас же будет разрушена Что бы сказала трикотажница, узнав, что связанная ею кофта где-то рядом снова распускается на нитки?

Группа сотрудников Всесоюзного проектно-технологического института энергетического машиностроения работают над увлекательной технической зада чей — найти возможности применения в промышленности и быту сплавов, обладающих эффектом памяти . В частности было бы удобно чтобы диаметр литейного стержня становился на миллиметр меньше, сам бы валился из детали и мог еще раз послужить. Минерал органические стержневые смеси для этого не годятся, а вот никеле титана (54— 56 процентов никеля, остальное гитан) запоминают приданную им однажды форму.

Изобретатели рекомендуют и делать из него стержень.



Когда он остынет до комнатной температуры, его следует прокатать так, чтобы диаметр стал на несколько миллиметров меньше. Стержень устанавливают в литейную форму надетым до той температуры, при которой он был первоначально сделан. А когда отливка остынет до комнатной температуры диаметр стержня уменьшится, его легко извлекают. Такой стержень с памятью можно использовать миллион а то и сто миллионов раз. А когда он из-за многократных циклических превращений потеряет память, ее, проделав «внушение» вторично можно освежить еще на миллион циклов. Так что сравнительно высокой стоимостью никеле титана (сейчас его цена 25 рублей за килограмм) практически можно пренебречь.

УДАЛЕНИЕ ВЫБРОСОВ. АЭРОСТАТЫ ДЛЯ ВРЕДНЫХ ГАЗОВ

СПЕЦИАЛИСТЫ КИЕВСКОГО ФИЛИАЛА ВНИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ПРЕДЛОЖИЛИ ОРИГИНАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВЫВОДА ОТХОДЯЩИХ ГАЗОВ В АТМОСФЕРУ ВЫСОКИЕ ДЫМОВЫЕ ТРУБЫ ОНИ ЗАМЕНИЛИ ЛЕГКИМИ АЭРОСТАТИЧЕСКИМИ ОБОЛОЧКАМИ.

Высота Останкинской башни без металлической антенны — 385 м. А дымовая труба Экибастузский ГРЭС достигла 420 м. ее сложность и стоимость вполне сравнимы с параметрами знаменитой московской телебашни. Дымовая труба кроме прочности должна обладать газ плотностью, показывать долгую и надежную работу при высоких температурах и воздействии агрессивных веществ отходящих газов. Дальнейшее увеличение высоты труб технически возможно, но экономически нецелесообразно: их стоимость прямо пропорциональна кубу высоты. Это обстоятельство нередко сдерживает рост мощностей промышленных объектов.

Мы подумали, что решить проблему вывода остаточных газов можно и без труб. Непременно ли конструкция должна быть жесткой? Почему бы не использовать аэростаты - горячие газы, наполняя оболочку, будут поднимать ее гораздо выше, чем самая высокая труба. А там, на значительной высоте, вредные оксиды под действием ультрафиолетовых лучей нейтрализуются. Количество же опустившихся на землю не превысит предельно допустимые концентрации.

Идея показалась заманчивой. Но как справиться с ветром? Это уже дело техники. Если выполнить оболочку е виде сильфона и снабдить ее хотя бы двумя поясами жёсткости — верхним и нижним, — она сможет противостоять даже сильному ветру. Так появился способ отвод» отходящих газов и устройство для его осуществления. Чтобы отводить газы непрерывно, нужно как минимум две оболочки — пока одна опорожняется, другая наполняется газом. Оба сильфона связаны тросами с наземными лебедками. В каждой аэростатической оболочке есть герметичный отсек, заполненный гелием. Он нужен для того, чтобы поднимать в верхние слои атмосферы и тяжелые газы.

Рабочий цикл установки такой: когда оболочка заполнена, газоход перекрывают и начинают подъем. При этом сматываются тросы с барабанов лебедок верхнего и нижнего поясов жесткости. Когда заданная высота достигнута, лебедки останавливают тросами верхнего пояса сжимают сильфон и выпускают газы. Затем, сматывая тросы обоих поясов, причаливают оболочку к устью.

Периодичность работы—10 циклов в час (каждый аэростат совершает 5 циклов) Полный цикл заполнения, подъема, опорожнения и спуска составит 12 минут. Тепловой электростанции мощносгью 1 200 мВт для отвода отходящих газов на высоту ) км потребуется две оболочки объемом 500 тысяч мч (радиус сильфоне 40 м, высота 100м)

Много внимания мы уделили расчетам отклонения оболочек при сильном ветре. Наша конструкция оказалась вполне надежной при скорости ветре до 38 м/с. При этом оболочка будет подниматься со скоростью 10 м/с под углом 45' к горизонтали — вполне допустимо А для страховки можно установить на площадке дополнительно небольшую дымовую трубу, которая выручит при штормовом ветре

Отечественная промышленность освоила выпуск полиамидных тканей, обладающих необходимыми для аэростатических оболочек прочностью, термостойкостью, долговечностью. Общая стоимость всего оборудования составит около 700 тысяч рублей (для сравнения: стоимость дымовой трубы высотой 420 м превышает 20 млн. рублей).

Вполне возможно, что практическое выполнение столь необычного проекта потребует доработок Авторы изобретения надеются, что Минэнерго, Министерство химической промышленности и другие ведомства заинтересуются изобретением, и готовы принять самое активное участие в работе по его внедрению.