СПАСЕНИЕ В ВОЗДУШНЫХ ПРОСТОРАХ

Дедал и Икар, плененные королем Миносом, бежали с острова Крит, поднявшись в воздух с помощью крыльев из птичьих перьев, приклеенных воском к спине.

Так гласит древнегреческая легенда.

Другие источники рассказывают, что в средние века по большим праздникам акробаты спускались с высоких башен на огромных зонтах.

Возможность безопасного прыжка и приземления стала особенно важной в эпоху летательных аппаратов тяжелее воздуха. От этого зависело спасение человеческой жизни. И начались поиски наиболее удачных решений, обеспечивающих безопасность человека в воздухе.

Авиация существует более полувека. За это время было создано много различных конструкций парашютов, а после появления скоростных самолетов, летающих на большой высоте, и других спасательных средств вроде катапультируемых кресел, капсул и отделяемых кабин.

ПАРАШЮТЫ

Парашют был первым надежным воздушным спасательным средством. Проект парашюта разработал еще в 1500 году-Леонардо да Винчи, а в начале XVIII века один венецианец спустился с высокой башни с помощью туго натянутого зонта жестяной конструкции, выполненного по проекту этого гениального ученого. В 1794 г. во Франции состоялся первый прыжок с парашютом. Француз Себастьян Ленорман прыгнул с башни в Лионе. В этом же году Бланшар сконструировал парашют – воздушный шар как спасательное средство.



Первый в истории публичный спуск с парашютом с воздушного шара совершил в 1797 г. француз Гарнерен, используя парашют полужесткой конструкции. Парашют, еще не имевший отверстия в середине купола для отвода излишков воздуха, крепился к поднимающемуся воздушному шару. Летчик находился в корзине, привязанной к парашюту. Веревку, крепящую парашют к воздушному шару, перерезали, и парашют опускался на землю. От тяжелой корзины отказался только в 1817 году американец Болдвин: он привязывал себя к парашюту ремнями.

Большие и неудобные парашюты жесткой и полужесткой конструкции полностью вышли из употребления в эпоху авиации. Начали пользоваться мягкими парашютами; их в свернутом виде укладывали в специальные контейнеры (ранцы). Такой парашют, предназначенный для экипажей самолетов, создал в 1911 году русский конструктор Глеб Евгеньевич Котельников. Первые прыжки с парашютом этого типа совершил в скором времени американец Берри.

И с тех пор мягкие ранцевые парашюты считаются самым лучшим воздушным спасательным средством.

По своему назначению, а, тем самым и по конструкции, парашюты делятся на грузовые и индивидуальные, а эти последние, в свою очередь, на спасательные, учебные и десантные. Спасательные парашюты небольшие и довольно легкие – их вес обычно не превышает 10 кг. Парашюты бывают с автоматическим или затяжным раскрытием.



При затяжном прыжке парашютист раскрывает парашют вручную уже во время падения. При автоматическом раскрытии парашют раскрывается сам с помощью вытяжной веревки, один конец которой крепится к корпусу самолета, а другой – к устройству, раскрывающему контейнер с парашютом. Раскрытие купола происходит на расстоянии 30–50 м от самолета в зависимости от конструкции парашюта и скорости полета.

Современный парашют состоит из нескольких основных частей: купола со стропами, подвески, которую надевает на себя парашютист, ранца и вытяжного парашюта или другого устройства, раскрывающего купол. Самая важная часть парашюта – купол. Купола бывают различной формы – круглые, многоугольные, с закругленными углами и т.п. Купол изготавливается, как правило, из нескольких десятков клиньев. В качестве материала служит парашютное полотно, вырабатываемое из натурального шелка, хлопка или синтетических материалов. Стропы (от 10 до 40 штук), прикрепленные к куполу, соединяются с подвеской. Длина стропов колеблется от 80 до 110% диаметра купола.

Подвеска, с помощью которой человек закрепляет на себе парашют, состоит из прочных и эластичных льняных ремней.

Почти все современные парашюты снабжены вытяжными парашютиками, ускоряющими раскрытие парашюта и обеспечивающими правильное, постепенное развертывание купола и стропов.

С парашютом можно прыгать только с медленно летящего самолета; лишь при небольшой скорости парашютист может беспрепятственно покинуть самолет. Для безопасного выхода из самолетов, развивающих большие скорости, потребовались особые спасательные устройства.

КАТАПУЛЬТИРУЕМЫЕ КРЕСЛА

Такими устройствами являются, прежде всего, катапультируемые кресла, применяемые на современных военных самолетах.

В случае аварии летчик не мог бы самостоятельно выпрыгнуть из кабины с парашютом, так как при скоростях, достигающих 800–1000 км час, летчик, открывший фонарь кабины, был бы пригвожден к сидению огромной силой сопротивления воздуха и не смог бы произвести ни малейшего движения.

И тут на помощь приходит катапультируемое кресло, которое в случае необходимости выбрасывается из самолета вместе с привязанным к нему летчиком. Летчик падает в кресле до определенной высоты, а затем раскрывается парашют и высвобождает его из кресла. После этого летчик спускается на парашюте, а кресло падает на землю.

Существуют различные методы катапультирования и различные типы кресел. Спасательное кресло выбрасывают вверх, вниз или вбок. В любом случае оно должно предохранить летчика от ударов потоков воздуха, движущихся с большой скоростью и способных уничтожить защитные приспособления, угрожая жизни летчика. Катапультируемое кресло должно быть стабилизировано, так как следует избегать развития угловой скорости и ускорения и не допускать перегрузок, опасных для человеческой жизни. Катапультирование кресла из кабины осуществляется с помощью специального механизма, приводимого в действие взрывным устройством или миниатюрным ракетным двигателем. При отделении кресла с летчиком от кабины автоматически включается аварийная подача кислорода, поступающего из баллона, прикрепленного к креслу или скафандру летчика.

В последние годы на боевых самолетах, летающих на высоте более 8000 м, стали применять отделяемые герметические капсулы и кабины, которые, отделившись от самолета, спускаются на парашютах на землю. Экипаж покидает кабину после приземления.